Главная » Статьи » Риторика » Риторика |
УДК 811.161.1:371.315:808.5
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ РИТОРИКИ Алла Куринная (г. Запорожье)
В статье обосновывается значимость риторики как учебной дисциплины в процессе формирования коммуникативного потенциала личности школьника, раскрываются психолого-педагогические закономерности продуктивного общения, выделяются критерии оценки коммуникативной компетенции риторической личности.
Ключевые слова: коммуникативный потенциал личности, коммуникативные умения и навыки, коммуникативная компетенция, критерии оценки коммуникативной компетенции, риторика, программа по риторике, , риторическая личность.
The significance of Rhetoric as a discipline is substantiated in this articicle.The psychologic- pedagogical patterns of the prodyctive communication are revealed during the formation of the communicative potential of a pupil are revealed and the criteria of the valuation of the communicative competence of the rhetorical personality are determined.
Key – world: the communicative potential of the personality; the communicative competence; the communicative skills; rhetoric; rhetorical personality.
Формирование самосознания, саморазвития, самосовершенствования личности современного школьника со всей структурой социальных установок невозможно без развития коммуникактивного потенциала личности. Процесс формирования коммуникактивного потенциала личности значительно осложняется недостаточной коммуникативной и общей социальной компетентностью, низким уровнем коммуникативных умений и навыков, на что указывают в своих работах такие современные украинские и русские исследователи, как А.А.Андреев, В.И.Аннушкин, В.П.Беломорец, Ю.А.Бельчиков, В.М.Вандышев, Н.С.Вашуленко, И.Ф.Гудзик, Е.Н.Зарецкая, С.Ф.Иванова, Н.Н.Кохтев, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Ю.В.Рождественский, Г.М.Сагач, О.И.Тарасова, Н.Г.Чибисова и другие. И.С.Ипатова в докладе «Нериторические вопросы риторики» на Конгрессе международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре» (Санкт-Петербург, 2003г.) говорит о значимости квалифицированной речевой подготовки в выборе профессии, так как из восьми существующих видов труда только физический труд не считают тесно связанным с коммуникативной деятельностью индивида. За формирование коммуниканта по социальному заказу традиционно отвечала и продолжает отвечать риторика, центром внимания которой всегда выступал человек говорящий, способный реагировать на жизнь речевым действием. [3] Таким образом, актуальность проблемы формирования коммуникативного потенциала личности школьника средствами риторики обусловлена социальной значимостью речемыслительной, коммуникативной культуры выпускников школы в разных сферах общественной жизни; недостаточной разработанностью названной проблемы в теоретическом и практическом аспектах; необходимостью включения курса риторики не только в дидактику школ нового типа, специальных и высших учебных заведений, но и в дидактику общеобразовательных школ.
Цель статьи - обоснование значимости риторики как учебной дисциплины в процессе формирования коммуникативного потенциала личности школьника, рассмотрение психолого-педагогических закономерностей продуктивного общения, выделение критериев оценки коммуникативных умений и навыков, что лежат в основе коммуникативной компетентности, коммуникативного потенциала риторической личности. Отечественные и зарубежные ученые-лингвисты, психолингвисты и методисты, такие как В.В.Аннушкин, В.П.Беломорец, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Е.П.Голобородько, Л.В.Давыдюк, С.Ф.Жуйков, И.А.Зимняя, В.К.Иваненко, З.И.Калмыкова, Л.И.Капская, Е.В.Клюев, А.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, А.А.Леонтьев, М.Р.Львов, Г.А.Михайловская, Е.И.Пассов, Н.А.Пашковская, М.И.Пентилюк видят главную цель языкового обучения в формировании у учеников коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения и навыки. Как показывает анализ исследуемой проблемы, коммуникативно-речевые умения и навыки как объект изучение представляют собой сложные психофизиологические и информационно-деятельные явления. Психологи и дидакты М.Т.Баранов, Н.С.Вашуленко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Б.М.Головин, Л.К.Граудина, И.Ф.Гудзик, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Г.О.Люблинская, М.Р.Львов, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Пассов, О.Н.Хорошковская и др., раскрывая содержание понятий коммуникативно-речевые «умения и навыки», определяют речевые умения и привычки как способность учеников владеть видами речевой деятельности – рецептивными (чтением, аудированием), продуктивными (говорением, письмом), смешанными (перевод, информационная перестройка текста), коммуникативные умения и навыки связывают с организацией речевого общения в соответствии с мотивацией, целями, задачами, с одной стороны, а с другой – в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Сопоставление разных определений коммуникативных умений и навыков позволило сделать обобщения: коммуникативные умения и навыки – это способность индивидуума осуществлять коммуникацию в разных сферах общения с учетом мотивации, целей и социальными нормами поведения; возможность воспринимать и порождать согласно конкретной ситуации общения целостные речевые высказывания – тексты. [7] Коммуникативные умения и навыки как составляющие понятия «языковой личности» и «риторической личности» играют важную роль в обосновании значимости риторики как предмета в процессе формирования коммуникативного потенциала личности. Концепция формирования языковой личности интересовала еще Ф.И.Буслаева, который указывал на нерасторжимое единство родного языка с личностью ученика. В своем основном труде «О преподавании отечественного языка» он писал о том, что родной язык так сросся с личностью каждого, что учить ему, значит вместе с тем развивать духовные способности учащегося. [1, с.7] Возрождение понятия «языковая личность», наполнение его новым смыслом связано с исследованиями Ю.Н.Караулова, который пишет: «Языковая личность – субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность – говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь [5, с.29] ». Г.М.Сагач на основании понятия языковой личности дает понятие личности риторической, обладающей коммуникативной компетентностью, то есть готовностью получать необходимую информацию, убеждать в правоте своих мыслей, влиять на принятие решений, отстаивать свои позиции на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.[8] И.. И. Зарецкая шире рассаматривает готовность личности к продуктивному общению, называя её коммуникативным потенциалом личности. Автор рассматривает коммуникативный потенциал личности как комплексную характеристику личности, определяющую готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней. [2] Наиболее важные личностные проявления, составляющие коммуникативный потенциал человека (уровень потребности в общении; интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению; особенности эмоционального отклика на полученную информацию и на личность партнера; собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; умение контролировать себя, как бы видеть себя со стороны, т.е. адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению), становятся объектом для обучения школьника вообще и на уроке риторики в частности. В статье представляется фрагментарно школьный курс обучения риторике. Курс риторики рекомендуется вводить в программу 8-11 классов, когда основные сведения по русскому языку учащиеся уже освоили. Материал курса подаётся поэтапно, усложняясь в соответствии с возрастными особенностями учеников. Учебные задачи курса: · познакомить учащихся с основными функциями устной речи, показать её значимость в жизни; · дать краткие сведения по истории красноречия, показать как можно использовать уроки риторики ораторов прошлого; · познакомить учащихся с качествами хорошей речи, научить их пользоваться ими целесообразно и целенаправленно; · научить учащихся пользоваться приёмами и навыками публичной речи: подготовить устное выступление, вести дискуссию и полемику, уметь общаться со слушателями. Первый раздел программы «Подготовительный курс» (8 класс) –углубляет знание учеников о функциях устной речи, дает им возможность выучить качества хорошей речи не только на уровне текста (как в курсе русского языка), а и на уровне употребления. Второй раздел программы «Начальный курс» (9 класс) - предусматривает овладение более сложными слагаемыми красноречия – техникой речи и исполнительским мастерством. Упражнения по технике речи развивают качество голоса, правильное дыхание, хоршую дикцию. Упражнения по исполнительскому мастерству помогут ученикам добиться естественности, раскованности, выразительности в процессе речевого общения и произнесения публичной речи. Третий раздел программы «Основной курс» (10-11класс) - направляется на обучение школьников ораторскому искусству: знакомит их с видами красноречия, раскрывает механизм подготовки, построения и провозглашение речи в десятом классе. В одиннадцатом классе не только обобщается знание всех этапов искусства речь, но и идёт обучение школьников слагаемым ораторского искусства. Поэтому в заключительную часть программы входят такие важные разделы риторики, как: оратор (выступающий) и его психолого-личностные качества; аудитория (слушатели) и ее особенности; взаимодействие (контакты) выступающего и слушателей. Такое построение программы курса риторики позволяет учить искусству речи с учетом подготовленности учеников, дает возможность постепенно углублять, усложнять и совершенствовать теоретический материал и его практическую реализацию. Как показывает дидактика последнего десятилетия, процесс языкового обучения должен строиться на основе сформированности мастерства слова выпускников школ. В современных условиях школы, когда активизируются поиски путей оптимизации учебно-познавательного процесса, особое внимание уделяется выделению критериев его эффективности. Мы исходили из определения критерия как признака, который показывает меру качественного действия учебной системы формирования готовности старшеклассников к речемыслительной деятельности. Процесс формирования личности с устойчивым коммуникативным потенциалом - явление многогранное и не может определиться одним критерием, который бы выражал результат учебно-познавательного процесса во всех видах и направлениях. Для этих целей разработан целый комплекс критериев, который показывает качественный уровень запланированного результата на уроках риторики.[7] Каждый возраст представляет собой качественно определенную ступень психического развития человека. С этим положением связывают задачи обучения, максимальную реализацию тех возможностей учащихся, которые характерны для их возраста. Возраст старшеклассников соответствует периоду ранней юности, рамки которого ограничены 14-15 и 18 годами. Ведущей деятельностью этого периода Д.Б.Эльконин называет учебно-профессиональную деятельность, благодаря которой формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности, основы мировоззрения. [4] В этот период старшеклассники включаются в индивидуально-личное и стихийно-групповое общение, которые интегрируются в главный вид общения – социально ориентированный, личностный, имеющий эвристическое значение. В ранней юности все качества, необходимые для полноценного общения, достигают высоких точек развития. Однако значительная часть молодежи не обладает необходимыми коммуникативными компетенциями и в определенных жизненных ситуациях остро переживают этот недостаток. Первым критерием оценки коммуникативных умений и навыков старшеклассников является критерий подбора лексического варианта речи, так как способность ученика выделять из своей памяти ряд тематически или ассоциативно связанных слов, уместных и точных в определенной речевой ситуации, свидетельствует об уровне интеллектуального, эмоционального и речевого развития личности. Второй критерий оценки коммуникативной компетенции школьников - критерий выбора стиля речи, который предусматривает проверку таких умений и навыков: § избирать соответствующий ситуации общения стиль речи; § использовать разные типы речи; § отбирать стилистически окрашенные языковые средства, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций в соответствии с замыслом высказывания и стилем речи; § владеть коммуникативными качествами речи (правильностью, точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, уместностью, эмоциональностью, юмором) на уровне определенного стиля. Третий критерий уровня сформированности коммуникативных умений и навыков – грамматическое конструирование высказывания. Данный критерий предполагал проверку таких умений и навыков: § распознавать изученные языковые явления; § группировать, классифицировать языковые единицы; § сочетать слова, дополнять, трансформировать предложение, подбирая должную форму слова, нужную лексему, соответствующие средства связи между частями предложения в группе связанных между собой предложений; § следить за соблюдением орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм литературного языка. Логико-композиционное конструирование текста стало четвертым критерием. Указанный критерий оценивает уровень сформированности следующих умений и навыков: § осмысливать тему, раскрывать её, подчинять выступление теме и основной мысли, делать необходимые обобщения и выводы; § определять тему и микротему, структуру высказывания, понимать главную мысль и причинно-следственные связи в процессе слушания и составления собственных текстов; § собирать из различных источников материал для выступления, систематизировать его, излагать последовательно по самостоятельно составленному простому и сложному плану; § выражать различные типовые значения, намечать ведущий тип речи и дополнительные, умело соединять разные типы речи в высказывании; § планировать и строить устное и письменное высказывание с учетом коммуникативного задания и речемыслительной ситуации; § конструировать композицию собственного высказывания по рекомендациям учителя и без них. Пятый критерий оценки сформированности коммуникативных умений и навыков – правильное произношение звуков и слов. Правильное произношение предусматривает наличие у школьников таких произносительных умений и навыков: § применять на практике знания об основных нормах литературного произношения, нарушение которых искажает смысл сказанного, затрудняет общение; § фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, анализировать её с точки зрения соблюдения норм литературного языка, развивать речевой слух; § ориентироваться на образцовую языковую среду; § выбирать стиль произношения (разговорный, нейтральный, высокий), исходя из мотивов и условий речемыслительной ситуации; § вырабатывать устойчивую психологическую установку на произносительный самоконтроль. Важными для формирования коммуникативной компетенции школьников являются критерии, отражающие внутреннее психологическое состояние, намерение говорящего и степень понимания им внешней речемыслительной ситуации. Такими критериями являются: создание интонационного и мимического образов и учет реакции слушателей на произносимую речь. Основанием для выбора данных критериев послужила существующая согласно современному пониманию речевого действия обратная связь. Без обратной связи – вербальной и невербальной – нет законченного речевого действия. Обратную связь можно моделировать, планировать, прогнозировать. Обратная связь может инициироваться (проявляется активность слушателей), а может и стимулироваться (вызывается обращением коммуниканта). И в том и в другом случае говорящий имеет возможность влиять на активность обратной связи, владея следующими умениями и навыками вербального и невербального воздействия: § строить интонационную схему, исходя из речемыслительной ситуации; § создавать мимический образ; § умело пользоваться языком жестов; § наблюдать за реакцией слушателей, за выражением их лиц, их поведением, проявлениями интереса, скуки, утомления; § оживлять речь введением разговорных элементов, упрощением стиля речи; § использовать прямые обращения к аудитории, риторические вопросы; § приглашать слушателей к обсуждению, к полемике; § вводить в речь вставные конструкции и сюжеты, оживляющие выступление; § связывать материал выступления с другими темами. [7] Говоря о конечном результате формирования коммуникативного потенциала школьников, необходимо отметить конечные результаты формирования коммуникативных умений и навыков на уроках риторики, которые выражаются в следующем: умении слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в корректной форме, подавать реплики, вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета; способности участвовать в прениях по предмету, в котором говорящий достаточно компетентен, ясно и лаконично, с учетом литературной нормы излагать свои мысли, строго регламентируя выступление; умении вести дискуссии, диспуты, полемизировать, соблюдая логические, этико-психологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивая убеждения; умении произносить яркие и убедительные публичные речи на любые темы, начиная от тем социально-бытового красноречия, заканчивая темами общественно-политического красноречия; способности свободно излагать в форме письма, статьи, эссе и других видах свои мысли, соотнося стиль, форму, выбранный жанр с коммуникативной задачей и речемыслительной ситуацией. Выводы Коммуникативный потенциал личности - интегральная характеристика человека, включающая как особенности его психического склада, заложенного генетически, так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию. Современная речевая ситуация демонстрирует резкое снижение уровня речевой культуры, речевые навыки коммуниканта распространяются на построение высказывания, но не на ответственность за него. Отсюда напрашивается единственный вывод: риторика должна возвратить себе статус интегративной гуманитарной дисциплины, обратиться к своей общественно природе и направить весь свой арсенал на воспитание нравственных устоев риторической личности, личности, способной на речевой поступок. Литература 1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебн.пособие для студ.пед. институтов по спец. «Рус.яз. и лит.».- М.: Просвещение, 1992.- 512с. 2. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие.- М.:АПКиППРО, 2006.-116 с. 3. Ипатова И.С. Нериторические вопросы риторики / Русское слово в мировой культуре.- Санкт-Петербург, 2003.-С.35-45. 4. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.:Просвещение, 1983.-205с. 5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Отв.ред. Д.Н.Шмелев; АН СССР. Отд-ние лит. и яз.- М.: Наука, 1987.- 261с. 6. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя / Под.ред. Е.И. Пассова.- М.: Просвещение, 1985.-126с. 7. Курінна А. Ф. Формування комунікативних умінь і навичок учнів гуманітарних ліцеїв на уроках риторики: Дис. …канд. Пед. наук: 20. 05. 05. – Херсон, 2005. -287 с. 8. Сагач Г.М. Риторична особистість. Як її підготувати у школі нового типу? // Барви творчості: Наук.-метод. зб.- К., 1995.- 256с.
Источник: http://filologiy.ucoz.ru/ | |
Просмотров: 2350 | | |