Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Учимся))) |
Роль интернет-ресурсов в самообразовании
[ Скачать с сервера (134.0 Kb) ] | 02.02.12, 16:00 |
Роль Интернет-ресурсов в изучении литературы Черниченко Светлана Николаевна, н.с. лаборатории средств обучения русскому языку и литературе ИСМО РАО В настоящее время существует множество учебников по литературе. Однако обширный информационный поток и ориентация на удовлетворение личных запросов ученика и учителя не позволяют ограничить изучение предмета лишь использованием учебника. Использование Интернет-ресурсов на уроках литературы все больше привлекает методистов и учителей-словесников, т. к. это средство обучения постепенно входит в школьную практику. Специфика: возможность широкого применения смежных искусств( произведений живописи, графики, музыки, архитектуры), ученик может не только прочитать, но и прослушать художественные произведения в исполнении лучших мастеров художественного слова, увидеть интерпретации литературных произведений в графических образах. Проведя анализ Интернет-ресурсов, мы выявили следующее: 1. Сегодня выходят электронные версии периодических изданий, «современный» характер информации которых имеет особое значение для изучения литературы. Так, на сайте www. infoart. ru/magazine представлены журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева» и др., необходимо также отметить следующие ресурсы : http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября» http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы» http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион»- журнал поэзии http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал http://magazines.russ.ru/inostran/ Иностранная литература 2. Важную роль в изучении литературы играют энциклопедии, справочники, словари. Так, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (http://mega.km.ru) содержит 6908 статей на литературные темы. 3. Созданы ресурсы, посвященные русским классикам. Приведем лишь несколько примеров: http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын 4. Отдельные ресурсы включают сведения, как о классиках, так и современных писателях и поэтах: www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов. http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина. http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова. http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека. 5. Большое значение для изучения литературного наследия имеет возможность виртуального посещения музеев страны. Приведем несколько музеев, имеющих Интернет-ресурсы: http://www.museum.ru/mus/ Музеи России, включая Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, Мемориальный музей А.С. Пушкина, Литературный музей Ф.И. Тютчева, Музей А.К. Толстого и др. http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина. http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна - дом-музей Л.Н.Толстого. http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново. http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев 6. Имеются сайты, предлагающие интерпретации литературных произведений в музыке. Например, на сайте «Маленькая Россия» (http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists)собраны записи Владимира Высоцкого, Юрия Кукина, Виктора Берковского, Евгения Клячкина, Булата Окуджавы, Юлия Кима, Александра Суханова, Вадима Егорова, Вероники Долиной, Олега Митяева и других. Таким образом, Интернет представляет обширный и разнообразный материал, который позволяет: -расширить представление о личности писателя; - совершить заочные литературные экскурсии; - попасть в творческую лабораторию писателя; - познакомиться с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками; - познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке, театре, кинематографе т.д. При изучении литературы главным остается текст произведения, Интернет-ресурсы же являются средством углубления восприятия учащихся, средством внешней наглядности. Специфика этого средства обучения делает его эффективным в сравнении с традиционными средствами обучения, так как: 1) все средства для изучения литературного произведения находятся в одном информационном источнике; 2) происходит постоянное обновление материала по любой теме; 3) ученик может сам выбрать пути изучения материала. Проведенный анализ позволяет перейти к исследованию Интернет-ресурсов. Традиционно любая литературная тема состоит из пяти этапов: 1) общая характеристика исторической эпохи; 2) знакомство с творческой биографией писателя; 3) текстуальное изучение литературного произведения; 4) знакомство с различными интерпретациями литературного произведения; 5) осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами. Интернет дает возможность разноуровневого подхода к изучению литературной темы. Попытаемся соотнести этапы изучения литературной темы с материалами Интернета, которые будут необходимы на каждом этапе изучения литературной темы. Этап 1. Документы эпохи, портреты исторических деятелей, фотокопии документальных материалов - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://mega.km.ru Энциклопедия Брокгауза-Эфрона http://russia.agama.com/bol/ Литературная энциклопедия http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Большой Русский Биографический Словарь http://www.rulex.ru/be.htm - Интернет-ресурсы музеев: http://www.museum.ru/mus/ Музеи России Цифровая коллекция Эрмитажа ( http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian ) Цифровая коллекция Эрмитажа http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна – дом-музей Л.Н.Толстого http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев Этап 2. 1.Фотографии и портреты самого писателя, его друзей, родных, близких, размещенные в фотоальбомах: http://www.ib.km.ru на марках: http://www.stamps.ru/store.html Годовые наборы марок СССР индивидуальных сайтах о писателях: http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын «Мир Булгакова» http://bw.keytown.com/diss.htm 2. Литературные экскурсии по памятным местам: Интернет-ресурсы музеев: Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/ Цифровая коллекция Эрмитажа http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian 3. Документальные сведения о писателях в библиотеках: http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия http://www.fplib.ru/literature/forlit.html Зарубежная литература http://poetry.h1.ru/ Ковчег Библиотека русской поэзии http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях: http://mega.km.ru/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Литературная энциклопедия http://www.rulex.ru/be.htm Большой Русский Биографический Словарь 4. Музыкальное сопровождение: Классика в RealAudio http://ra.mmv.ru/ Этап 3. 1.Тексты художественных произведений в электронных библиотеках: www.adv.ru/library Библиотека ADV – собрание художественной литературы современных и классических авторов 2. Портреты литературных героев: http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе. 3. Знакомство с пейзажами, описанными в произведении писателей: http://svaha.kmv.ru/city/city_pyat06.htm Пятигорск: Лермонтовские места 4. Фонозаписи художественных произведений: http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists «Маленькая Россия» Этап 4. 1.Графические интерпретации художественного произведения: тематически близкие произведения живописи, иллюстрации: Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева http://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/publications3_7.html Образ Достоевского http://www.md.spb.ru/nd/r-paint-1.html 2. Музыкальная интерпретация: http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/music.html Песни на стихи М.Цветаевой http://www.compozitor.spb.ru/vocal/romance1.htm Compozitor http://vysotsky.zvuki.ru/search.php psylab.unn.ac.ru/mp3/vv/vv_mp3.html Московская афиша http://www.mos-afisha.ru/ 3. Театральные интерпретации: Театральные сайты: http://www.mos-afisha.ru/ Московская афиша http://www.maly.ru/repertuar/bigmoney/bigmoney.html Государственный Академический малый театр http://i-love.by.ru/index.html Театр Романа Виктюка Материалы электронных журналов http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября» http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы» http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал 3. Киноверсии: Кинематограф http://www.geocities.com/FashionAvenue/1305/oblomov.jpg Хрустальные «звездочки» http://childactors.narod.ru/stukovoblomov.html 4. Литература в критике http://www.philology.ru/literature2.htm Библиотека русской литературы на Русском филологическом портале Этап 5. Электронные библиотеки: http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия Тематические сайты о писателях, например: http :// www . pereplet . ru / dostoevskiy / Ф.Достоевский http :// tsvetaeva . da . ru / М.Цветаева http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова http :// students . washington . edu / krylovd / Apindex . html А.Платонов http :// www . soc . ru :8100/ gallery / solzhenitsyn / home . html А.Солженицын Электронные ресурсы музеев: http://www.museum.ru/mus/ Музеи России, http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна( дом-музей Л.Н.Толстого) http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев Материалы электронных журналов http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября» http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы» http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал Мир и музей http://www.amr-museum.ru/russ/ Театральные сайты: Московская афиша http://www.mos afisha.ru/ 1. Изучение творчества отдельного писателя не может быть изолированным от проблем эпохи, историко-литературного контекста. Установка на постижение своеобразия художественного мира писателя, отдельного произведения предполагает его рассмотрение на фоне литературных традиций, в сравнении с предшественниками и современниками писателя, поэта, в рамках отдельного направления, жанра. При общей характеристике исторической эпохи целесообразно выбрать из фондов Интернета материалы из энциклопедий, библиотек и музеев, а также фотокопии документов, характеризующих данную эпоху. Посещение музеев и выставок поможет лучше понять изучаемую эпоху. Фотокопии документальных материалов содержатся в музеях( адреса приводились в таблице). Посещение музеев помогает учащимся выстроить ассоциативную образную связь в отобранном материале и соединить его с литературным материалом. Пользуясь данными источниками, ученики могут выполнить разнообразные задания: проведение виртуальной экскурсии, посещение выставки, сообщение на основе документальных источников и иллюстративного материала по заданным темам, художественные рассказы по историческим романам, описывающим изучаемую эпоху. Выполнение таких заданий позволяет лучше ознакомиться с общей характеристикой исторической эпохи, способствует практической направленности преподавания литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения с использованием уникальных источников информации помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь . В соответствии с поставленной задачей, старшеклассники должны самостоятельно разработать план, провести рациональный отбор материала из Интернет-источников (художественного текста, критических и литературоведческих трудов, музейных экспонатов и мемуарных материалов), дать их оценку, составить интересный текст с использованием изученных материалов, включить в текст выступления ответы на вопросы слушателей , заданные ими заблаговременно, ответить на вопросы после выступления, перестроить сообщение в зависимости от хода дискуссии. 2. Знакомство с творческой биографией писателя. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. С биографией писателя можно ознакомиться как на тематических сайтах, приведенных в таблице, так и на сайтах электронных библиотек, энциклопедий. Там же имеются портреты писателей и поэтов. Также при изучении данной литературной темы эффективно использование материалов из музеев в жанре литературных экскурсий. Изучение биографии писателя может проводиться под музыку. Известно, например, что музыка прошла через всю жизнь И.С. Тургенева. Музыкальность, тонкий слух, музыкальный вкус, постоянное пребывание писателя в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию им музыкального искусства, сказались на особенностях его мироощущения, характере его творчества. На уроках изучения биографии писателя музыка поможет ярче и тоньше раскрыть внутренний мир писателя, создаст особую атмосферу «проживания» его жизни. Музыка композиторов Бетховена, Шопена, Шуберта, Моцарта, Гуно, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, доступная на сайте Классика в RealAudio (http://ra.mmv.ru/), может сопровождать рассказ о разных периодах жизни и творчества писателя. 3. Текстуальное изучение литературного произведения. Этап анализа и осмысления художественного текста - самый сложный в изучении литературной темы. В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров героев литературного произведения особенно важно развивать воображение, создавать эмоциональный настрой урока , ситуацию сотворчества, учить проникновению в подтекст. При этом рекомендуется использовать звукозаписи фрагментов произведения в исполнении мастеров художественного слова, текстовые фрагменты произведения, портреты литературных героев, иллюстрации и фото-графии пейзажа, на фоне которого развивается повествование и др. Ресурсы Интернета располагают всеми текстами произведений, включенных в программы по литературе в X и XI классе. Однако восприятие больших текстов с экрана монитора сильно затруднено, просто отсканированное и выложенное в Сеть «бумажное» издание заметно теряет коэффициент своей полезности по сравнению с прототипом. Поэтому богатство виртуальных библиотек рекомендуется использовать фрагментарно - для поиска необходимой цитаты, раздела текста и др. Интернет-ресурсы позволяют ознакомиться с портретами литературных героев, полнее осознать роль пейзажей в произведении писателей. 4. Знакомство с различными интерпретациями литературного произведения. Литература на протяжении всей своей истории тесно «сотрудничала» со многими другими видами искусства, заимствуя и отдавая интересные сюжеты, образы, темы. Многие художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кино, в изобразительном искусстве, музыке и .т.д. – т. е. художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и рассматривается в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Такой путь изучения произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате - лучше понять емкий словесный образ. Соприкосновение литературы с другими видами искусства нашло свое отражение в Интернете в следующих аспектах: 1. Литература и живопись. 2. Литература и музыка. 3. Литература и театр. 4. Литература и кино. При изучении конкретного произведения или темы рекомендуется привлекать сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. При этом Интернет-ресурсы помогают увидеть произведения известных писателей глазами художников, музыкантов, режиссеров, актеров во всем облике их собственного мастерства. Большие возможности предоставляют Интернет-ресурсы по изучению критических статей о творчестве писателей. 5. Осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами ( межпредметные связи ) рекомендуется организовать при помощи литературных проектов и викторин. Интернет-ресурсы окажутся эффективными, если при их использовании будет разработана система вопросов, заданий для контроля и самоконтроля, а кроме того, указаны источники информации. Интернет-ресурсы представляют обширный материал для изучения литературы, т. к. их разнообразный характер позволяет удовлетворить потребности школьников. Для ссылок: Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. - 20 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0420.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru. | |
Просмотров: 1536 | Загрузок: 77 | |