Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Учимся)))

Роль интернет-ресурсов в самообразовании
[ Скачать с сервера (134.0 Kb) ] 02.02.12, 16:00
Роль Интернет-ресурсов в  изучении литературы

   Черниченко Светлана Николаевна, н.с. лаборатории средств обучения русскому языку и  литературе ИСМО РАО

Специфика литературы как учебной дисциплины  связана со спецификой литературы как вида искусства, именно поэтому главным на уроках литературы является текст  произведения. Все средства обучения (учебники, аудио-, визуальные  пособия) ориентированы на более глубокое понимание текста произведения, емкого словесного образа.                                                    
 В настоящее время существует множество учебников по литературе. Однако обширный информационный поток и ориентация на удовлетворение личных запросов ученика и учителя не позволяют ограничить изучение предмета лишь использованием учебника.                                                      Использование Интернет-ресурсов на уроках литературы все больше привлекает методистов и учителей-словесников, т. к. это средство обучения постепенно входит в школьную практику. Специфика:  возможность широкого применения смежных искусств( произведений живописи, графики, музыки, архитектуры), ученик может не только прочитать, но и прослушать художественные произведения в исполнении лучших мастеров художественного слова, увидеть интерпретации литературных произведений в графических образах.
Проведя анализ Интернет-ресурсов, мы выявили следующее:                                       
 1. Сегодня выходят электронные версии периодических изданий, «современный» характер информации которых имеет особое значение      для изучения литературы. Так, на сайте www. infoart. ru/magazine представлены журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева» и др., необходимо также отметить следующие ресурсы :
http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского  дома «1 Сентября»
http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»
http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион»- журнал поэзии
http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы
http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал http://magazines.russ.ru/inostran/ Иностранная литература
2. Важную роль в изучении литературы играют энциклопедии, справочники, словари. Так, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (http://mega.km.ru) содержит 6908 статей на литературные темы.
3. Созданы ресурсы, посвященные русским классикам. Приведем лишь несколько примеров:
http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский
http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова
http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов
http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын
4. Отдельные ресурсы включают сведения, как о классиках, так и современных писателях и поэтах:
www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов.
http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина.
http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова.
http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека.
5. Большое значение для изучения литературного наследия имеет возможность виртуального посещения  музеев страны. Приведем несколько музеев, имеющих Интернет-ресурсы:
http://www.museum.ru/mus/ Музеи России, включая Государственный    музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, Мемориальный музей А.С. Пушкина, Литературный музей Ф.И. Тютчева, Музей А.К. Толстого и др.
http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина.
http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна - дом-музей Л.Н.Толстого.
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново.
http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова
http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев
6. Имеются сайты, предлагающие интерпретации литературных произведений в музыке. Например, на сайте «Маленькая Россия» (http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists)собраны записи Владимира Высоцкого, Юрия Кукина, Виктора Берковского, Евгения Клячкина, Булата Окуджавы, Юлия Кима, Александра Суханова, Вадима Егорова, Вероники Долиной, Олега Митяева и других.
Таким образом, Интернет представляет обширный и разнообразный материал, который позволяет:      -расширить представление о личности писателя;                                           
- совершить заочные литературные экскурсии;                                                         
 - попасть в творческую лабораторию писателя;                                               
- познакомиться с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками;                                  
- познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке, театре, кинематографе т.д.
При изучении литературы главным остается текст  произведения, Интернет-ресурсы же являются средством углубления восприятия учащихся, средством внешней наглядности.
Специфика этого средства обучения делает его эффективным в сравнении с традиционными средствами обучения, так как:                                 
1) все средства для изучения литературного произведения находятся в одном информационном источнике;                                                                                             2) происходит постоянное обновление материала по любой теме;                                                                                                               3) ученик может сам выбрать пути изучения материала.
Проведенный анализ позволяет перейти к исследованию Интернет-ресурсов.
Традиционно любая литературная тема состоит из пяти этапов:                                                                                                          1) общая характеристика исторической эпохи;                                             
2) знакомство с творческой биографией писателя;                                                 
3) текстуальное изучение литературного произведения;                                
4) знакомство с различными интерпретациями литературного произведения;                                                                                                        5) осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами.
Интернет дает возможность разноуровневого подхода к изучению литературной темы.
Попытаемся соотнести этапы изучения литературной темы с материалами Интернета, которые будут необходимы на каждом                    этапе изучения литературной темы.
Этап 1.  
 Документы эпохи, портреты исторических деятелей, фотокопии документальных материалов
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://mega.km.ru
Энциклопедия Брокгауза-Эфрона http://russia.agama.com/bol/
Литературная энциклопедия http://literensic.narod.ru/present/frame.htm
Большой Русский Биографический Словарь http://www.rulex.ru/be.htm
- Интернет-ресурсы музеев:
http://www.museum.ru/mus/ Музеи России
Цифровая коллекция Эрмитажа ( http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian ) Цифровая коллекция Эрмитажа
http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина
http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна – дом-музей Л.Н.Толстого
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново
http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова
http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев
Этап 2.
1.Фотографии и портреты самого писателя, его друзей, родных, близких, размещенные в фотоальбомах:
http://www.ib.km.ru
на марках:
http://www.stamps.ru/store.html Годовые наборы марок СССР
индивидуальных сайтах о писателях:
http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский
http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова
http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов
http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын
«Мир Булгакова» http://bw.keytown.com/diss.htm
2. Литературные экскурсии по памятным местам:                                                   
Интернет-ресурсы музеев:
Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/
Цифровая коллекция Эрмитажа http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian
3. Документальные сведения о писателях в библиотеках:
http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия
http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия
http://www.fplib.ru/literature/forlit.html Зарубежная литература
http://poetry.h1.ru/ Ковчег Библиотека русской поэзии
http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина
http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова
http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях:
http://mega.km.ru/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Литературная энциклопедия
http://www.rulex.ru/be.htm Большой Русский Биографический Словарь
4. Музыкальное сопровождение: Классика в RealAudio http://ra.mmv.ru/
Этап 3.
1.Тексты художественных произведений в электронных библиотеках:
www.adv.ru/library Библиотека ADV – собрание художественной литературы современных и классических авторов
2. Портреты литературных героев:
http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе.
3. Знакомство с пейзажами, описанными в произведении писателей:
http://svaha.kmv.ru/city/city_pyat06.htm Пятигорск: Лермонтовские места
4. Фонозаписи художественных произведений:
http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists «Маленькая Россия»

Этап 4.
1.Графические интерпретации художественного произведения: тематически близкие произведения живописи, иллюстрации:
Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева http://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/publications3_7.html
Образ Достоевского http://www.md.spb.ru/nd/r-paint-1.html
2. Музыкальная интерпретация:
http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/music.html Песни на стихи М.Цветаевой
http://www.compozitor.spb.ru/vocal/romance1.htm Compozitor
http://vysotsky.zvuki.ru/search.php
psylab.unn.ac.ru/mp3/vv/vv_mp3.html
Московская афиша http://www.mos-afisha.ru/
3. Театральные интерпретации:
Театральные сайты:
http://www.mos-afisha.ru/ Московская афиша
http://www.maly.ru/repertuar/bigmoney/bigmoney.html Государственный Академический малый театр
http://i-love.by.ru/index.html Театр Романа Виктюка
Материалы электронных журналов
http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября»
http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»
http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии
http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы
http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал
3. Киноверсии:
Кинематограф http://www.geocities.com/FashionAvenue/1305/oblomov.jpg Хрустальные «звездочки» http://childactors.narod.ru/stukovoblomov.html
4. Литература в критике
http://www.philology.ru/literature2.htm Библиотека русской литературы на Русском филологическом портале
Этап 5.
Электронные библиотеки: http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия
http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия
Тематические сайты о писателях, например:
http :// www . pereplet . ru / dostoevskiy / Ф.Достоевский
http :// tsvetaeva . da . ru / М.Цветаева
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова
http :// students . washington . edu / krylovd / Apindex . html А.Платонов
http :// www . soc . ru :8100/ gallery / solzhenitsyn / home . html А.Солженицын
Электронные ресурсы музеев:
http://www.museum.ru/mus/ Музеи России,
http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина
http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна( дом-музей Л.Н.Толстого)
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный  музей И.С.Тургенева http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова
http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев
Материалы электронных журналов
http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября»
http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»
http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии
http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы
http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал
Мир и музей http://www.amr-museum.ru/russ/
Театральные сайты: Московская афиша http://www.mos afisha.ru/
1.  Изучение творчества отдельного писателя не может быть изолированным от проблем эпохи, историко-литературного контекста. Установка на постижение своеобразия художественного мира писателя, отдельного произведения предполагает его рассмотрение на фоне литературных традиций, в сравнении с предшественниками и современниками писателя, поэта, в рамках отдельного направления, жанра. При общей характеристике исторической эпохи целесообразно выбрать из фондов Интернета материалы из энциклопедий, библиотек и музеев, а также фотокопии документов, характеризующих данную эпоху. Посещение музеев и выставок поможет лучше понять изучаемую эпоху. Фотокопии документальных материалов содержатся в музеях( адреса приводились в таблице). Посещение музеев помогает учащимся выстроить ассоциативную образную связь в отобранном материале и соединить его с литературным материалом. Пользуясь данными источниками, ученики  могут выполнить разнообразные задания: проведение виртуальной экскурсии, посещение выставки, сообщение на основе документальных источников и иллюстративного материала по заданным темам, художественные рассказы по историческим романам, описывающим изучаемую эпоху. Выполнение таких заданий позволяет  лучше ознакомиться с общей характеристикой исторической эпохи,  способствует  практической направленности преподавания литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей,  активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения с использованием уникальных источников информации помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь .                                                                                                     В соответствии с поставленной задачей, старшеклассники должны самостоятельно разработать план, провести рациональный отбор материала из Интернет-источников (художественного текста, критических и литературоведческих трудов, музейных экспонатов и мемуарных материалов), дать их оценку, составить интересный текст с использованием изученных материалов, включить в текст выступления ответы на вопросы слушателей , заданные ими заблаговременно, ответить на вопросы после выступления, перестроить  сообщение в зависимости от хода дискуссии.
2. Знакомство с творческой биографией писателя. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя.                                                                                              С биографией писателя можно ознакомиться как на тематических сайтах,  приведенных в таблице, так и на сайтах электронных  библиотек, энциклопедий.  Там же имеются портреты писателей и поэтов.  Также при изучении данной литературной темы эффективно использование материалов из музеев в жанре литературных экскурсий.                                                                                           Изучение биографии писателя может проводиться под музыку. Известно, например, что музыка прошла через всю жизнь И.С. Тургенева. Музыкальность, тонкий слух, музыкальный вкус, постоянное  пребывание писателя в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию им музыкального искусства, сказались на особенностях его мироощущения, характере его творчества. На уроках изучения биографии писателя музыка поможет ярче и тоньше раскрыть внутренний мир писателя, создаст особую атмосферу «проживания» его жизни. Музыка композиторов Бетховена, Шопена, Шуберта, Моцарта, Гуно, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, доступная на сайте Классика в RealAudio (http://ra.mmv.ru/), может сопровождать рассказ о разных периодах жизни и творчества писателя.
3. Текстуальное изучение литературного произведения. Этап анализа и осмысления художественного текста - самый сложный в изучении литературной темы. В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров героев литературного произведения особенно важно развивать воображение, создавать эмоциональный настрой урока , ситуацию сотворчества, учить проникновению в подтекст. При этом рекомендуется использовать звукозаписи фрагментов произведения в исполнении мастеров художественного слова, текстовые фрагменты  произведения, портреты литературных героев, иллюстрации и фото-графии пейзажа, на фоне которого развивается повествование и др.                                                  Ресурсы Интернета располагают всеми текстами произведений, включенных в программы по литературе в X и XI классе. Однако  восприятие больших текстов с экрана монитора сильно затруднено, просто отсканированное и выложенное в Сеть «бумажное» издание заметно теряет коэффициент своей полезности по сравнению с прототипом. Поэтому богатство виртуальных библиотек рекомендуется использовать фрагментарно - для поиска необходимой цитаты, раздела текста и др.                                        Интернет-ресурсы позволяют ознакомиться с портретами литературных героев, полнее осознать роль пейзажей в произведении писателей.
4. Знакомство с различными интерпретациями литературного произведения. Литература на протяжении всей своей истории тесно «сотрудничала» со многими другими видами искусства, заимствуя и отдавая интересные сюжеты, образы, темы. Многие художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кино, в изобразительном искусстве, музыке и .т.д. – т. е. художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и рассматривается в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Такой путь изучения  произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате - лучше понять емкий словесный образ. Соприкосновение литературы с другими видами искусства нашло свое отражение в Интернете в следующих аспектах:                                       
1. Литература и живопись.                                                                                               2. Литература и музыка.                                                                                             3. Литература и театр.                                                                                       4. Литература и кино.                                                                                                            При изучении конкретного произведения или темы рекомендуется привлекать сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. При этом Интернет-ресурсы помогают увидеть произведения известных  писателей глазами художников, музыкантов, режиссеров, актеров во всем облике их собственного мастерства.                                                                                                                Большие возможности предоставляют Интернет-ресурсы по изучению критических статей о творчестве писателей.
5. Осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами                                   ( межпредметные связи ) рекомендуется организовать при помощи литературных проектов и викторин. Интернет-ресурсы окажутся эффективными, если при их использовании будет разработана система вопросов, заданий для контроля и самоконтроля, а кроме того, указаны  источники информации.
 Интернет-ресурсы представляют обширный материал для изучения литературы, т. к. их разнообразный характер позволяет удовлетворить потребности школьников.
Для ссылок:
Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. - 20 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0420.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.


Категория: Учимся))) | Добавил: Натали | Теги: сайты для учителей, самообразование, интернет-ресурсы
Просмотров: 1536 | Загрузок: 77 | Рейтинг: 5.0/1