Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Развиваем творческие способности

Левши
[ Скачать с сервера (391.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 02.02.13, 23:15
Про левшей

Считается, что все парные органы человека (лёгкие, почки, яичники) функционально симметричны, то есть выполняют идентичные функции. Это не относится, однако, к полушариям головного мозга, которые «отвечают» за разные виды деятельности, в том числе и за управление конечностями. Из всех парных органов человека функционально руки — самые асимметричные. Подавляющее большинство людей использует исключительно правую руку для письма и других видов тонкой моторики. Исследование представителей разных культур показывает, что число праворуких составляет в среднем около 85%. Но в действительности левшей может быть и больше, ведь раньше их с детства упорно переучивали.

На протяжении многих лет леворукость признавалась некоторыми учёными дегенеративным признаком. Профессор психиатрии и криминалист Чезаре Ломброзо (Сеsare Lombroso, 1835–1909), известный ещё и своей заинтересованностью темой русского литературного безумия, считал леворукость «признаком вырождения» и склонности к совершению преступлений. Нейрофизиологи прошлого отмечали также, что леворукий близнец (другой правша) бывает ниже ростом, отстаёт в развитии; у левшей чаще встречается умственное недоразвитие вплоть до слабоумия. Ещё не так давно ведущие невропатологи и психиатры настойчиво рекомендовали переучивать левшей. Они не предполагали генетической основы лево- и праворукости и полагали, что левши, если их не «исправить», в более зрелом возрасте будут отставать в умственном развитии, поэтому им следует «помочь».

Конечно, сегодня наука шагнула вперёд, и никто уже не считает леворукость дегенеративным признаком. Не возникает сомнений и по поводу того, что принцип функциональной симметрии нарушается не только в отношении рук, но и некоторых других парных органов. Можно, к примеру, говорить о «левоногости» или «ведущем глазе».

Существует немало объяснений леворукости, в том числе и довольно сомнительные. Так, согласно теории «щита и меча», раньше левшей и правшей было поровну. Бесконечные войны привели к гибели большинства леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился на века. Почему погибали в основном леворукие, объяснить несложно: левшам удобнее держать меч в левой руке, а щит — в правой, таким образом, правая сторона была защищена надежнее левой, и сердце оказывалось менее защищенным.

Однако к моменту возникновения древнейших цивилизаций праворукость наших предков стала уже свершившимся фактом, закрепилась в геноме человека. Ископаемые останки наших предков и найденные примитивные каменные орудия доказывают, что на протяжении последних двух миллионов лет у человека медленно, но упорно нарастала праворукость. Антрополог Николас Тот (Nicholas Toth) в течение нескольких лет проводил измерения многих тысяч каменных орудий, датированных 2,5 млн лет и «моложе». Отталкиваясь от того факта, что у шимпанзе нет доминирования одного из полушарий, он предположил, что и у наших далеких африканских предков доминирование отсутствовало. Измерения показали, что со временем у наших предков стала нарастать доля каменных отщепов, сделанных под правую руку (сейчас инструменты тоже делают для правой руки). Вполне возможно, что нарастание праворукости у людей шло параллельно с тем, как левое полушарие становилось носителем центров речи (при этом ни слух, ни зрение принципу доминирования того или иного полушария не подчиняются).

Про левшей

Вполне возможно, что леворукость как-то связана с общей асимметрией полушарий нашего мозга, которые явно «неравноценны». Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счёта, логического, аналитического, абстрактного мышления, положительных эмоций. Правое полушарие — для пространственных функций, интуиции, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. А вот за зрение «отвечают» оба полушария.

Поражение одного из них у людей с мозговыми инсультами и инфарктами приводит к очень интересному состоянию, которое получило название «унилатеральный неглект» (Unilateral Neglect , иногда переводят как «игнорирование одной стороны»). Люди в таком состоянии способны нарисовать по просьбе врача только одну половину предмета — например, правую половину ёлки или левую сторону циферблата часов.

Про левшей

Естественно, что асимметрия полушарий мозга напрямую связана с генами, определяющими отсутствие симметрии расположения внутренних органов, когда сердце смещено налево, а печень расположена справа. Есть люди, у которых такое расположение нарушено, у них сердце находится справа. Подобное генетическое состояние получило название «ситус инверсус» (Situs inversus [viscerum]), или инвертированное (обращенное, зеркальное) расположение [внутренних органов]. Довольно часто такие люди страдают от нарушений деятельности дыхательной системы, проблем с кожей и слизистыми, расстройств в работе внутренних органов. Естественно, что подобное нарушение расположения внутренних органов является врождённой патологией, которая некоторых людей не беспокоит. Эта патология часто выявляется лишь случайно, например, в ходе диспансеризации.

Гены iv и inv, ответственные за «инверсус» внутренних органов, локализуются в 4 и 12 хромосомах. Афанасиос Армаколас (Athanasios Armakolas) из афинского госпиталя Гиппократа (Hippokrateion Hospital of Athens) и Амар Клар (Amar J. S. Klar) из Национального онкологического института (National Cancer Institute at Frederick) во Фредерике штата Мэриленд начали свои исследования на стадии чуть ли не первого деления зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Новый открытый ими протеин был назван LRD (Left-Right Dynein, дословно «динеин лево-право»). Динеин известен как моторный белок, который необходим для «растаскивания» хромосом во время клеточного деления. Если «выключить» ген LRD, то асимметрия формирования внутренних органов нарушается, поскольку на самых ранних стадиях развития зародыша-эмбриона не «включаются» гены нормального развития эмбриональных стволовых клеток.

Группа исследователей с медицинского факультета Гарвардского университета (Harvard medical school) изучила работу 27 генов, включающихся на ранних стадиях развития организма в утробе матери, функция которых определяет асимметричное развитие коры левого и правого полушария, в частности «закладку» будущей праворукости и левосторонности расположения языковых центров. В будущем правом полушарии была отмечена большая активность гена Lim (limit — «предел»), выключение которого на стадии эмбриональных стволовых клеток мышей приводит к тому, что рождается потомство без головы! У человека различия в «работе» этого гена начинаются уже на двенадцатой неделе внутриутробного развития плода.

Было также обнаружено, что в клетках зародыша есть особый белок и ещё один ген (сокращенно CLM), ответственный за «разделение» правой и левой сторон в формирующемся зародыше. Белок, кодируемый этим геном, «гонит» ионы кальция налево, что приводит к повышению их концентрации на одной стороне и преимущественному включению генов формирования и развития органов, расположенных слева (сердце, селезёнка и другие). На фоне более низкой концентрации кальция справа включается другой набор генов, что и определяет начало развития асимметрии плода. В частности в развивающемся мозге «включается» ген Lim и другие из того набора 27 генов, о котором уже упоминалось.

В 2007 году Нобелевскую премию вручили за разработку методов выделения и манипулирования эмбриональными стволовыми клетками мышей. Это достижение существенно продвинуло нас в понимании потаённых механизмов формирования отдельных органов и организма в целом, в том числе и мозга с его функционально-асимметричными полушариями. Таким образом, механизмы определения асимметрии в работе полушарий и расположения внутренних органов в целом задействованы на самых ранних эмбриональных стадиях развития. «Силовое» воздействие на эти механизмы у ребёнка-левши, которого переучивают делать всё правой рукой, не может заставить перестроиться геном до такой степени, чтобы произвести «полное восстановление эмбриональной памяти» — гены, задействованные на ранних стадиях формирования организма, затем выключаются один за другим (их включение происходит лишь в раковых клетках). Попытки переучить ребёнка-левшу иногда неблагоприятно сказываются на его здоровье и могут привести к стрессам и невротическим расстройствам.

Справедливости ради стоит отметить, что лет двадцать назад появлялось немало научных публикаций о предрасположенности левшей к мигреням, иммунным нарушениям и даже эпилепсии, однако современные исследования не подтверждают эту информацию.

Интересно отметить, что у макак-резусов после экспериментального повреждения спинного мозга через полгода постоянных тренировок в результате включения компенсаторных механизмов происходит «переключение» иннервации конечности с обоих полушарий на противоположное — как это происходит у нас в норме: правые конечности «управляются» из левого полушария и наоборот. То есть речь идёт о том, что мозг весьма пластичен и поддается «перенастройке».

Вполне возможно, что в этом можно усмотреть сугубо практическую рекомендацию: если вы всё же захотите переучивать своего леворукого ребёнка, то начинать это необходимо как можно раньше, когда детский мозг максимально пластичен, а не ждать школы.

На самом деле проблема развития мозга и его механизмов «управления» нашими конечностями несколько сложнее, чем представлялось до сих пор. Сегодня геномика с помощью новейших технологий переходит на принципиально новый уровень — от изучения функций отдельных генов к пониманию функционирования всего генома. И вполне возможно, что на этом более высоком «этаже» нас ждут новые открытия, раскрывающие природу право- и леворукости, а также доминирования полушарий головного мозга.

Про левшей

Каждый пятый выдающийся человек – левша. Если предложить левше и правше одну и ту же задачу, то первый почти всегда найдет несколько способов решения.

У левшей связи между полушариями мозга не столь жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому информация в коре головного мозга может обрабатываться медленнее, но это не болезнь, а особенность. У сильного правши другие сложности: жесткие связи между полушариями как бы оставляют мало шансов на свободу творчества, разнообразие.
Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными, если не сказать больше. В литературе частенько упоминается некоторая туповатость, которой вроде бы отличался Эйнштейн в школьные годы. Будущего отца теории относительности считали «умеренно способным», так как он очень медленно усваивал и переваривал новую информацию. Он не блистал даже в арифметике.

Встречается достаточно примеров, когда человек с задатками незаурядных способностей (левша) при переучивании его работать правой рукой терял все эти способности, гася свою "божественную искру". Есть исследования, доказывающие, что если вернуться к своей природе и начать писать и вообще все делать левой рукой, то все приобретенные болезни проходят, а человек становится способен творчески реализоваться.

Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем.

Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".

Правда, иногда возникают проблемы и вполне серьезные, и тут встает выбор - либо делать, как все, и испытывать неудобства, или же делать, как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.

Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Опять же, левшам проще освоить то, что требует участия двух рук, с соответствующими поправками, конечно.

Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема. Далее - консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Чтобы осознать, как досаждают левшам все эти «мелочи», достаточно сесть за руль автомобиля с правым рулем и попытаться одной левой включить нужную передачу.
Категория: Развиваем творческие способности | Добавил: Натали | Теги: леворукость, левша
Просмотров: 992 | Загрузок: 515 | Рейтинг: 5.0/1