Стивен Кинг — о том, куда поставить письменный стол, Эрнест
Хемингуэй — о значимости встроенного детектора халтуры, Константин
Паустовский — о бесполезности блокнота.
«Теории и практики» собрали подборку неформальных пособий для тех, кто
пишет.
Стивен Кинг
Стивен Кинг, провозглашенный самым успешным писателем современности, может
похвастаться внушительным числом бестселлеров. «Как писать книги» — это
отчасти программа, отчасти мемуары, отчасти размышление о жизни писателя.
На этот труд Кинг решился после того, как его сбила машина. Как часто
бывает после таких потрясений, он пересмотрел свое отношение к жизни
и к собственному ремеслу. В ответ скептикам, которые
не воспринимают популярного писателя как учителя хорошего стиля, знаменитый
журналист Роджер Эберт сказал следующее: «Обнаружив в книге множество
полезных и тонких замечаний о ремесле, я забыл о всяком
снобизме».
- «Описание начинается
в писательском воображении, а заканчивается —
в читательском».
- «Все, о чем я вас
прошу, — это старайтесь писать получше и помните, что писать
наречия — человеческая слабость, писать „он сказал" или „она
сказала" — совершенство богов».
- «Начинается все вот
с чего: поставьте стол в углу и каждый раз, когда
принимаетесь писать, напоминайте себе, почему
он не в середине комнаты. Жизнь — это
не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот».
- «Давайте скажу прямо? Если
у вас нет времени на чтение, то нет времени
(и навыков) для письма. Все просто».
Рэй Брэдбери
В книге «Дзен в искусстве писательства» Рэй Брэдбери делится
не только своим писательским опытом, но и заражает своим
восхищением профессией. В «Дзене...» практические советы
по формированию стиля и работе с издательствами перемежаются
с фрагментами из собственной биографии Брэдбери. Эта книга —
пособие и манифест, пропитанный мудростью и энтузиазмом.
- «Главный секрет творчества
в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам —
просто заставьте их следовать за вами».
- «Читайте те книги,
которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба».
- «Нам необходимо Искусство,
чтобы не умереть от Правды».
- «Наша культура насыщается
со временем как сокровищем, так и мусором».
Энн Ламотт
Энн Ламотт больше известна как автор книг нонфикшн, но ее пособие
по писательскому мастерству «Птица за птицей» демонстрирует, что она
еще и выдающийся современный философ. Эта книга 1994 года —
одновременно практический инструктаж, знакомящий с азами профессии,
и кладезь мудрости, из которого можно извлечь мысли о том, как
важно побороть неуверенность в себе и установить баланс между
интуицией и расчетом.
- «Вы начинаете сплетать
слова, как бусы, для того чтобы рассказать историю. Вас снедает желание
общаться, поучать или развлекать, вы хотите запечатлеть моменты
счастья, воплотить в жизнь воображаемые события.
Но вы не хотите, чтобы все это произошло на самом
деле».
- «Чтение и письмо
уменьшают чувство одиночества. Они углубляют и усиливают наше чувство
жизни, питают душу. Когда писатели заставляют нас кивать головой
от точности их наблюдений, смеяться над собой или над всем
вокруг, у нас появляются новые силы. Нам предоставляется шанс
потанцевать с абсурдом жизни, вместо того чтобы страдать от него
снова и снова. Это все равно что петь на лодке во время
сильного шторма. Вы не можете противостоять стихии,
но пение может изменить настрой тех, кто на борту корабля».
Стивен Прессфилд
Писатель и сценарист Стивен Прессфилд работает по методу проб
и ошибок. В книге «Война за креатив» он сконцентрировался
на главных препятствиях, с которыми сталкивается любой творческий
человек, в числе которых — страх, неуверенность в себе
и просто лень. Прессфилд рассказывает о своей системе борьбы
с различными формами сопротивления. Кстати, о Сопротивлении
он пишет с большой буквы.
- «Вы парализованы
страхом? Это хороший знак. Страх — это хорошо, это такой же индикатор,
как неуверенность в себе. Страх показывает нам, что нужно делать.
Запомните главное правило: чем больше мы боимся работы, тем увереннее
должны быть в том, что просто обязаны это сделать. Сопротивление
переживается, как страх — уровень страха равен степени Сопротивления.
Поэтому, если мы боимся что-то предпринять, значит, эта затея —
очень для нас важна, и именно она способствует развитию таланта».
«Совет писателям»
Сборник цитат, анекдотов и прописных истин от «литературных
светил» был впервые опубликован в 1999 году. В нем много
полезной информации на разные темы — от поисков литературного
агента до проработки сильных характеров. Книга охватывает все аспекты
работы писателя — грамматику, жанры, деньги, сюжет, плагиат и,
конечно, вдохновение.
- Ральф Уолдо Эмерсон:
«Заканчивайте вечером один эпизод, а на следующий день —
принимайтесь за работу заново, но в перерыве обязательно
хорошенько выспитесь. Здесь вы можете не сдерживать себя».
- Чарльз Буковски:
«Не пишите рассказ до тех пор, пока он не будет приносить
вам такую же боль, как раскаленное дерьмо».
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд:
«Начните с конкретного человека и вы обнаружите, что
создали типический образ. Начните с типического образа
и поймете, что вы не создали ничего».
- Сол Беллоу: «Никогда
не меняйте текст, если написали его, проснувшись посреди ночи».
- Томас Стернз Элиот: «Юные
поэты имитируют, зрелые — крадут».
- Курт Воннегут: «Найдите
тему, которая вас беспокоит и которая, по-вашему, должна найти отклик
в сердцах других людей. Именно это, а не языковые игры,
предмет настоящей заботы, который станет самым захватывающим
и притягательным элементом вашего стиля».
- Марк Твен: «Пишите
бесплатно, пока кто-то не предложит вам денег; если в течение
трех лет этого не произойдет, значит, ваше призвание — пилить
деревья».
Стэнли Фиш «Как написать предложение»
Литературный теоретик Стенли Фиш не просто написал инструкцию для
писателей, а серьезно исследовал язык как культурный феномен. Фиш
с умом опровергает постулат о том, что предложение должно быть
кратким. В качестве контрдовода он цитирует лучшие фразы Шекспира,
Диккенса и Льюиса Кэрролла. Проведя такую литературную экспертизу,
он уверенно провозглашает красноречие залогом красоты литературы. Фиш
анализирует построение фразы на примере предложения из «Эндерби снаружи»
Энтони Берджисса:
- «Слова проскальзывают
в ячейки, определенные синтаксисом, и сверкают, как воздушные
пылинки различными примесями, которые мы называем смыслом. Прежде чем
слова попадают в свои ячейки, это просто отдельные единицы,
направленные всюду и в никуда. Но как только слово попадает
в место, „определенное" для него, оно демонстрирует безжалостную
логику синтаксической структуры — слова связываются
взаимоотношениями. Они субъекты или объекты действия, и они
комбинируются в некое суждение о мире, которое может его
превозносить, отрицать или облагораживать».
Ларри Филлипс «Эрнест Хемингуэй о писательстве»
При жизни Хемингуэй настаивал на том, что говорить
о писательстве — пустая трата времени. Тем не менее
он частенько размышлял на эту темы в своих рассказах, письмах,
интервью и даже специальных статьях. Ларри Филлипс отобрал самые глубокие
и остроумные высказывания Хемингуэя о личности писателя и важных
составляющих ремесла. В тонкой брошюре рассказано о том, как себя
дисциплинировать, как убирать лишний материал, — и все это
из уст Хемингуэя.
- «Все хорошие книги похожи
тем, что они правдоподобнее действительности, и когда
ты заканчиваешь читать, остается ощущение, будто все описанное
произошло с тобой, а затем — что это принадлежит тебе:
добро и зло, восторг, раскаяние, скорбь, люди, места и даже
погода. Если ты можешь дать все это людям — значит,
ты писатель».
- «Нет никакого символизма.
Море — это море. Старик — это старик. Мальчик — это
мальчик, а рыба — рыба. Акулы все равны, нет акулы хуже или
лучше. Весь символизм, о котором рассуждают люди, — это дерьмо
собачье. То, что происходит по ту сторону — это то,
что ты видишь, когда имеешь некие знания».
- «Всю свою жизнь
я смотрел на слова так, будто видел их впервые».
- «Во-первых, нужен талант,
большой талант. Такой, как у Киплинга. Потом самодисциплина.
Самодисциплина Флобера. Потом нужно ясное представление о том, какой
эта проза может быть, и нужно иметь совесть, такую же абсолютно
неизменную, как метр-эталон в Париже, для того чтобы уберечься
от подделки. Потом от писателя требуется интеллект
и бескорыстие, и самое главное — умение выжить. Попробуйте
найти все это в одном лице, при том что это лицо сможет преодолеть
все те влияния, которые тяготеют над писателем. Самое трудное для
него — ведь времени так мало — это выжить и довести работу
до конца».
- «Величайший дар хорошего
писателя — это встроенный стрессоустойчивый детектор халтуры. Это
писательский радар, и он есть у всех хороших авторов».
Мортимер Адлер, Чарльз ван Дорен «Как читать книги»
Такие книги называют «живой классикой» — «классика», потому что
отображает фундаментальное представление о силе печатного слова,
а «живая», потому что разъединяет понятия о силе слова и среде
его восприятия, оставляя место для интерпретаций. От базисного чтения
до беглого пролистывания, от анализа до скорочтения —
советы Адлера пригодятся при чтении как научных трудов, так
и художественной литературы. Самое интересное место в книге посвящено
инь-яню — сплетению актов чтения и письма. Адлер отмечает, как важно
фиксировать свои мысли на полях книги:
- «Покупая книгу,
вы делаете ее своим имуществом — таким же, как
приобретенная одежда или мебель. Но в случае с книгами сам
акт покупки — это прелюдия к обладанию. Полностью оно наступит
только тогда, когда вы сделаете книгу частью себя, а самый
лучший способ сделать себя частью книги — это делать в ней
ремарки».
- «Почему отметки
на полях необходимы для чтения? Во-первых, это пробуждает вас —
в самом широком смысле. Во-вторых, активное чтение — это
размышление, а размышление обычно выражается в словах, устных
или письменных. Если человек говорит, что он мысленно что-то
понимает, но не может это объяснить словами, значит, он не понимает
свои мысли. В-третьих, записи о собственных впечатлениях помогут вам
запомнить мысли автора».
- «Чтение должно быть
разговором между вами и автором. Вероятно, он знает
о предмете больше вас — в обратном случае вас бы
не заинтересовала его книга. Но понимание — это
двухсторонний процесс. Ученик должен задавать вопросы себе и учителю,
пока не поймет, о чем идет речь. Ремарки на полях —
это литературное выражение ваших разногласий или солидарности
с автором. Это самая большая дань уважения, которую вы можете
ему принести».
Константин Паустовский «Золотая роза»
Паустовский немало времени уделял анализу творческого процесса, хотя многими
воспринимается исключительно как автор школьных рассказов о природе. Все
свои мысли по поводу писательского мастерства он собрал в книге
«Золотая роза» — пожалуй, самом лиричном пособии для литераторов.
Паустовский рассказывает о том, что писатель должен различать цвета
не хуже художника, что герои всегда начинают сопротивляться замыслу —
и нужно к ним прислушиваться, а вот ходить всюду с записной
книжкой необязательно. Все эти наставления подкрепляются метафорами, его
личными примерами, высказываниями других писателей и новеллами. Так,
в книге есть отдельный рассказ о том, что правильно расставленные
точки могут спасти произведение. Но главное в «Золотой розе» —
не обилие полезных советов, а искренний восторг, с которым
Паустовский пишет о русском языке и которым он заражает любого,
кто взял в руки эту книгу.
- «Замысел, так же как
молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами
и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока
не доходит до той степени напряжения, которое требует
неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько
хаотический мир рождает молнию — замысел».
- «Никогда нельзя думать, что
вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре
понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен
особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать.
Наблюдать, так сказать, „по долгу службы", из чисто деловых
побуждений. Никогда не следует насильственно втискивать в прозу
хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами
войдут в нее и станут на место».
|