Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Опыт морального воспитания
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 02.02.12, 17:54
Опыт морально – этического воспитания: работа над притчами В. А. Сухомлинского

Общие методические рекомендации для работы над притчами

1. Рекомендовано работать с учащимися 5-8 классов, однако на практике нужно исходить из индивидуальных возможностей класса.
2. Заголовок не объявляется, т.к. он служит своего рода подсказкой.
3. Не следует обсуждать притчу до начала работы с ней.
4. Притча читается учителем на уроке, но без ключевых фраз,
в которых  заключается «соль» повествования. Эти фразы нужно восстановить дома ( дети перескажут содержание притчи дома
близким и вместе придут к ответу ) или в классе. Части, которые
нужно восстановить, заключены в квадратные скобки.
5. «Семейная» работа с притчами не только помогает развивать речь детей, но и создаёт в семье определённый нравственный
«климат».
6. Не следует критиковать тех, кто написал неверно или не так, как ожидалось, иначе, чем другие.

               Притча первая. Оксаны в доме уже не было

    Марина, молодая женщина, сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Посреди стола – деньги, рублей двадцать.
    К Марине пришла её соседка, Оксана – тоже молодая женщина. Их дома стояли рядом, и дети учились в одной школе.
Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитьё и сказала:
- Сейчас пойду в погреб, найду нож.
[Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.]
    Вернулась через минуту. В левой руке у неё был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить её в бочку.
    Оксаны в доме уже не было. Марина стояла, потупив глаза.
Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из её сжатой руки на стол выпали деньги.

              Притча вторая.   Радость в детских глазах

    Тёплым солнечным днём всё вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин.
Где-то весело журчал весенний ручеёк.
    А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал.
Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы.
Небо казалось ему не голубым, а чёрным…
    Люди шли мимо мальчика и не замечали, что он плачет.
    Только дедушка увидел плачущего мальчика, подошёл к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чём-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слёзы рассказывал о чём-то дедушке.
    Так они говорили около часа. Разговор их окончился тем, что
мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: « А сейчас весна!»
    Самое прекрасное – когда человек [осушит слёзы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку].


Притча третья. А сердце тебе ничего не приказало?

    Андрей пришёл из школы и увидел заплаканную маму. Он положил портфель и сел за стол. Ждёт обеда.
- Папу отвезли в больницу, - сказала мама. – Заболел наш отец.
    Она ждала, что сын встревожится, заволнуется. Но сын оставался спокойным, невозмутимым. Мама с удивлением посмотрела на сына.
- А нам завтра в лес надо идти, - сказал Андрей. – Завтра воскресенье… Учительница приказала, чтобы все пришли в школу  в семь часов утра.
- Ну, и куда же ты пойдёшь завтра?
- В лес…Учительница ведь приказала.
- А [сердце тебе ничего не приказало]?– спросила мама и
заплакала.


Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 621 | Загрузок: 305 | Рейтинг: 5.0/1