Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Личностно ориентированное обучение
[ Скачать с сервера (43.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 03.02.12, 19:39

Специфика личностно ориентированных ситуаций.

Организация обучения на основе личностно ориентированного  подхода означает, что все методические решения учителя должны преломляться через призму личности обучаемого. Способом организации такого обучения можно считать личностно ориентированную ситуацию.

Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного обучения, механизм его реализации.

Правильно созданная ситуация оказывает влияние на формирование положительного отношения учащихся к изучению предмета, на осознание школьником личностной значимости этого предмета, что, в свою очередь, позитивно влияет на формирование познавательного интереса к учению.

В личностно ориентированной ситуации происходит обобщение разнообразных дидактических средств, в состав которых входят и стимулы саморазвития личности, и предметно коммуникативная деятельность, и содержание этой деятельности, и методы и формы организации педагогического взаимодействия.

Идеальная реализация личностно ориентированной ситуации, активизирующей познавательный интерес учащегося в процессе изучения предмета, осуществляется в условиях личностного взаимодействия учителя и учеников, реализуемого в совместной деятельности и общении. Основными характеристиками такого взаимодействия являются активность, осознанность и целенаправленность взаимных действий обеих сторон.

Конструирование учителем личностно ориентированной ситуации, формирующей познавательный интерес к предмету, предполагает усвоение содержания в условиях

- игры, предоставляющей богатейшие возможности для личностного развития учащегося;

- диалога, обеспечивающего субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;

-  « контекстной задачи», учитывающей интересы ученика,  его  ценностные ориентации, жизненные и профессиональные планы, личностную позицию, индивидуальный стиль деятельности.

Вообще, технологии создания личностно ориентированных ситуаций весьма индивидуальны и требуют от учителя высокого уровня педагогической культуры.

 У учителя должна быть создана внутренняя установка на принятие личностно ориентированного подхода как методологического принципа, определяющего педагогическую стратегию гуманистического взаимодействия между педагогом и обучающимися.

    В результате такого взаимодействия ученик

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные и жизненные ситуации;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

- учится продуктивному общению.

    Таким образом, мы видим, что задачи учителя очень сложны.

    Опыт, стремление к осмыслению своей деятельности, « вкус к теории», обращение в своих поисках к педагогике, психологии, философским знаниям для обоснования собственной работы помогают учителю увидеть широкий ценностный контекст его деятельности.

 В своей практике я использую разные подходы к созданию личностно ориентированной ситуации. Например, метод «вживания» («Представьте, что вы…»).

По данной методике я проводила ряд занятий с погружением в стиль автора или жанра (например, сказки, басни, былины, баллады и т.п.).

Приведу примеры творческих работ учащихся.

   « Былина про то, как  Пятёрочки Двоечки исправляли».

   Как во том ли то во городе Ульяновске,

   Как во той то ли во школе семьдесят третьей,

    Как на том ли на бульваре-то на Львовском

    Жили да поживали себе оценочки,

    Д а не только хорошие, но и плохие.

    Портили школу они как только могли,

    Заставляли-то они учеников

    Не учить задания домашние.

    Собрались тогда Пятёрочки думу думати,

    Вот и надумали они помочь

    Плохим-то оценкам хорошими стать.

    Да задачка-то уж больно сложной оказалась:

    Не хотели Троечки-Двоечки исправлятися,

    Так и норовили в дневнички забратися,

    Забратися да там вволю и покуражиться.

    Ай и трудно было Пятёрочкам!

     Попросили они тогда сестрёнок меньших –Четвёрочек-

     Помочь им,

     Да помочь им решить задачку эта трудную.

     Ай и большая да крепкая встала дружинушка хоробрая!

     Дрогнули тогда Двоечки да Троечки,

     Исправлятися стали да на Троечки и Четвёрочки.

      Так исчезли из дневничков плохие оценочки!

      Уж как радуются Учителя да и Родители!

      Уж как радуются Ученики да и Директор сам.

      Прославились тогда Пятёрочки да Четвёрочки,

      Прославились да на всю школу семьдесят третью,

      Все-то славу им поют, нахваливают!

                                ( Коллективная работа  6 г класса).

 

   Комментарий: на данном уроке была использована методика коллективного обучения написанию сочинений А.В.Миртова. Написание былины не было самоцелью, это был опыт практического освоения художественных особенностей жанра. Дети работали группами, каждая группа старалась не упустить ни одной художественной особенности былины: тут есть и все элементы традиционной былинной композиции, сюжета, и стилистические фигуры, и даже вплетены сюда древние морфологические формы. Это была настоящая творческая мастерская.

 

   Урок – погружение в мир М.М.Пришвина.

                                                        Волшебная лужа.

   Заглянул в лужу – а там всё не так, как у нас: небо более ясное и высокое, воздух прозрачнее, дома не такие серые и скучные – всё, что отражается в луже, становится красивее. Наверное, в ней вода волшебная.

                                                        Чистый дождик.

    Бабушка разбудила меня и сказала: «Смотри-ка, ночью чистый дождик прошёл».

    Я вскочила, посмотрела в окно и удивилась: как всё вокруг чисто, ярко и свежо! Дождик вымыл небо, которое вчера было серым - и оно стало ярко-синим! Дождик растопил остатки чёрно-белого снега - и появились первые тоненькие зелёные травинки! Дождик искупал грязных воробьёв  - и они распушились, как помпоны на моей шапке. На деревья, на каждую веточку, дождик повесил блестящие бусинки. А нам всем дождик подарил доброе настроение.

                                                          Зимнее лето.

    Когда ранним зимним утром сижу в холодной комнате и рисую акварелью лето, вдруг вспоминаются жёлтые одуванчики на ярко-зелёном лугу. И сразу становится теплее, а через замёрзшее окно  мне улыбается солнце.

 

   Комментарий: только на первый взгляд кажется, что написать такую миниатюру – пара пустяков. Но если следовать творческой манере М.Пришвина (а именно это мы и делали на уроке), то в каждой такой маленькой зарисовке  скрыта философская глубина, мудрость жизни; каждая миниатюра композиционно совершенна. И дети это вполне уловили и передали в своих сочинениях.

 

Урок – та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но и раскрываются, реализуются личностные особенности и ученика, и учителя. Для возникновения в ходе урока проблемной ситуации применяют разнообразные приемы и методы. В школьной практике чаще всего встречается такой прием создания личностно ориентированной ситуации, когда учащиеся получают задание рассмотреть ряд фактов, явлений, относящихся к новому учебному материалу, проанализировать их, сравнив с известными фактами и явлениями, и сделать по ним предварительные обобщения (вскрыть сущность, дать характеристику, установить причинно – следственные связи и т.д.). При выполнении такого задания перед учащимися возникает ряд вопросов, не разрешимых только на основе ранее усвоенных знаний. Суммируя эти вопросы, учитель или сами учащиеся определяют основную познавательную проблему урока. Острая проблемная ситуация возникает тогда, когда учащиеся обнаруживают несоответствие между ранее усвоенными теоретическими положениями и новыми фактами и явлениями, которые они пытаются объяснить с помощью этих положений. Иногда новые факты отрицают старые положения.

 


 

                                      

Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 874 | Загрузок: 324 | Рейтинг: 5.0/1