Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Казусный метод обучения
[ Скачать с сервера (30.5 Kb) ] 27.01.13, 00:01

Казусный метод обучения заключается в подробном, внимательном рассмотрении отдельного примера, случая (лат. "casus"), представляющего познавательный интерес. Казусные ситуации разной степени сложности, запутанности представляют собой краткий отчет об имевшем место в действительности факте настоящего или прошлого: судьба или поступок отдельного человека, какое-то общественное явление, историческое событие и пр. "Казус" применяется как исходный материал для постановки проблемы, решение которой предстоит искать, и/или как источник социального знания, поддающегося обобщению.

Учитель может отталкиваться при постановке задачи от "случаев" из разных областей житейской практики: бизнеса, брачных отношений, или из истории, в частности, - из истории науки. Преподаватель легко пополняет имеющийся арсенал поучительных "случаев" из художественной литературы и близкой школьникам реальности.

На этапе выдвижения гипотез каждому учащемуся рекомендуется кратко набросать свой предполагаемый вариант решения и его обоснование. Подписанные листки передаются "группе  по выработке решения", которая объявляет число участников обсуждения, имеющих сходное мнение. После этого класс разбивается на группы по количеству различных взглядов с тем, чтобы каждая из групп, представляющих оригинальный вариант решения проблема, могла, посовещавшись, укрепить свою аргументацию. Затем выдвинутые из групп ораторы излагают соответствующую позицию, после чего следует беседа, в ходе которой школьники осознают различие выводов и обобщений.

Что касается игровых модификаций метода "открытий", то представление о них может дать пример игры под названием "Принятие ответственных решений". Класс делится на несколько команд, инсценирующих правительственную деятельность воображаемых государств А, Б, В, и т. д. Каждый из участников команды отвечает за "внутреннюю" или"внешнюю политику", за "военное положение", "разведку" и т. п. своего "государства". Перед началом игры командам дается в одинаковом объеме сведения о других "державах". Затем задается проблемная ситуация в виде сообщения о переменах в правительстве одного или нескольких "государств", либо о серьезных технических достижениях, либо о перебоях в снабжении.

В течение ограниченного времени члены команды могут совещаться, тайно или открыто сноситься с другими командами, подписывать "международные договоры", "объявлять войну", "заключать мир" и пр. В результате каждая команда должна отреагировать на новую ситуацию серией "ответственных решений", которые протоколируются и периодически докладываются жюри, назначающему очки за наиболее удачные из них.

Другой возможный вариант. Изучающий средневековый период класс делится на группы, представляющие "ремесленников", "монахов", "купцов", "крестьян" и пр. Каждой их групп готовится отчет – сообщение в классе о результатах изучения условий жизни одного из сословий. В этот момент из числа учеников выдвигается "председатель", ведущий занятие, докладчик и оформитель доски. Остальные вносят свой вклад в качестве молчаливых, но полезных партнеров: готовят книжные выставки, играют роль "мозгового треста" при ответах на трудные вопросы остальных команд. После доклада проводится дискуссия.

Данный вид занятий представляет собой сочетание внеклассной и урочной исследовательской работы, которая позволяет школьникам почувствовать колорит изучаемой эпохи, воспитывает у них дух творчества, развивает их воссоздающее воображение.

Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали | Теги: Методика, технологии обучения, казус
Просмотров: 1145 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 5.0/1