Казусный метод обучения заключается в подробном,
внимательном рассмотрении отдельного примера, случая (лат. "casus"),
представляющего познавательный интерес. Казусные ситуации разной степени сложности, запутанности представляют собой краткий
отчет об имевшем место в действительности факте настоящего или прошлого: судьба
или поступок отдельного человека, какое-то общественное явление, историческое
событие и пр. "Казус" применяется как исходный материал для
постановки проблемы, решение которой предстоит искать, и/или как источник
социального знания, поддающегося обобщению.
Учитель может отталкиваться при постановке задачи
от "случаев" из разных областей житейской практики: бизнеса, брачных
отношений, или из истории, в частности, - из истории науки. Преподаватель легко
пополняет имеющийся арсенал поучительных "случаев" из художественной
литературы и близкой школьникам реальности.
На этапе выдвижения гипотез каждому учащемуся
рекомендуется кратко набросать свой предполагаемый вариант решения и его
обоснование. Подписанные листки передаются "группе по выработке решения", которая объявляет
число участников обсуждения, имеющих сходное мнение. После этого класс
разбивается на группы по количеству различных взглядов с тем, чтобы каждая из
групп, представляющих оригинальный вариант решения проблема, могла,
посовещавшись, укрепить свою аргументацию. Затем выдвинутые из групп ораторы
излагают соответствующую позицию, после чего следует беседа, в ходе которой школьники
осознают различие выводов и обобщений.
Что касается игровых модификаций метода
"открытий", то представление о них может дать пример игры под названием
"Принятие ответственных решений". Класс делится на несколько команд,
инсценирующих правительственную деятельность воображаемых государств А, Б, В, и
т. д. Каждый из участников команды отвечает за "внутреннюю"
или"внешнюю политику", за "военное положение",
"разведку" и т. п. своего "государства". Перед началом игры
командам дается в одинаковом объеме сведения о других "державах".
Затем задается проблемная ситуация в виде сообщения о переменах в правительстве
одного или нескольких "государств", либо о серьезных технических
достижениях, либо о перебоях в снабжении.
В течение ограниченного времени члены команды могут
совещаться, тайно или открыто сноситься с другими командами, подписывать
"международные договоры", "объявлять войну",
"заключать мир" и пр. В результате каждая команда должна
отреагировать на новую ситуацию серией "ответственных решений",
которые протоколируются и периодически докладываются жюри, назначающему очки за
наиболее удачные из них.
Другой возможный вариант. Изучающий средневековый
период класс делится на группы, представляющие "ремесленников",
"монахов", "купцов", "крестьян" и пр. Каждой их
групп готовится отчет – сообщение в классе о результатах изучения условий жизни
одного из сословий. В этот момент из числа учеников выдвигается
"председатель", ведущий занятие, докладчик и оформитель доски.
Остальные вносят свой вклад в качестве молчаливых, но полезных партнеров:
готовят книжные выставки, играют роль "мозгового треста" при ответах
на трудные вопросы остальных команд. После доклада проводится дискуссия.
Данный вид занятий представляет собой сочетание
внеклассной и урочной исследовательской работы, которая позволяет школьникам
почувствовать колорит изучаемой эпохи, воспитывает у них дух творчества,
развивает их воссоздающее воображение.
|