Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Использование метафор
03.02.12, 18:37

Валерия Новикова, учитель русского языка и литературы                                                                                                                   

Две вещи могут изменить человека - опыт и смысл, который он в него  вкладывает.

Человек создает смысл. Если вы рассказываете  человеку о лягушке, сидящей   в болоте и мечтающей летать, человек  будет  искать  в этом смысл и - находить его.                                                   

Метафора создает и опыт, и изменение смысла. Это история,  дающая  такую  возможность. Волшебство не в самой истории, не в метафоре. Волшебство – это когда встречаются твой   и мой опыт,  соединяются друг с другом в виде нашей общей истории и этим создают новый  смысл. Чувство– это бьющееся  сердце Мысли. Искусством быстрого создания и рассказывания метафор бессознательно владели и владеют большинство гениальных  ораторов, мудрецов, шаманов, проповедников, философов, правителей, полководцев, парламентариев, бизнесменов, торговцев. Этим уникальным даром в совершенстве  владел основатель нового направления  гипноза – Милтон Эриксон. Спонтанно сочиняя метафорические рассказы по принципу «история  в истории», определенным образом выделяя особые скрытые смыслы, используя фонетические  и синтаксические двусмысленности, он добивался очень быстрого исцеления людей. Дэвид Гордон, продолжая замечательную традицию Милтона Эриксона, предложил уникальный подход к конструированию и использованию метафор. Разработанные им механизмы создания   влиятельных историй напоминают тончайшие кружева, которым  очаровывается наше сознание, погружаясь в состояние глубокого транса.

Почему же становится возможным такое активное использование метафор для достижения  психологических целей?

Во-первых, экстраполяция скрытых смыслов. Суть этого механизма состоит в следующем. Обладая «свойством преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в  обычных вещах и перенести его за пределы области, их породившей.                                                                        За счет того, что в  метафорическом , помимо  самого образа, есть и еще «нечто», что скрыто,  у субъекта возникает возможность черпать из метафоры  то содержание, которое соответствует его миропониманию и видению своих проблем. Образно говоря, метафора –  это волшебный сундучок, в котором каждый находит то сокровище, какое именно он  способен там  найти.

Во-вторых, пробуждение творческих ресурсов воображения.  Язык метафор, будучи одним  из универсальных  языков человеческого  общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческого потенциала субъектов в процессе совместной активности. Как писал Стендаль, «стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения».

В-третьих, семантическое опосредование. Метафоры становятся связующим звеном между семантическими пространствами учителя и ученика, помогая в создании общего  семантического пространства полсубъекта  «учитель - ученик». Возникает возможность не только  понимания , но и взаимопроникновения в систему трудно вербализуемых смыслов, что сочетается  с принятием, сопереживанием, открытиями.

В-четвертых, актуализация архетипов. Метафоры задействуют глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов. Юнг отмечал:  «Огромное   преимущество мифологических представлений в том, что они гораздо в большей степени объективизируют конкретику и соответственно делают возможной персонификацию её.  Любовь и ненависть, страх и благоговение выходят на сцену, поднимая конфликт до уровня драмы».

В-пятых, фасилитация. Метафоры облегчают осознание системы отношений между субъектами и   снижают  воздействие негативных эмоций в случае получения болезненной для субъекта  информации.  Можно сказать, что метафоры действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия.   Д. Миллс и Р. Кроули говорят, например, об  «утонченности» терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного «попадает в точку, но каким-то удивительно отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает  спокойно расплывчатой;  повествование хоть и пробуждает скрытые возможности, но неким  обобщенным и отнюдь не  напористым образом».

Проиллюстрирую примером.

Добрый человек

Один человек очень любил животных, особенно лошадей. Даже незнакомые животные легко  подходили  к нему, а на улице ни одна бездомная собака   никогда не обижала его. Многие смеялись над его  увлечением, но он только улыбался. И никогда ничем не болел…

Это терапевтическая метафора. Известный современный психотерапевт Леонид Кроль, говоря  о роли метафор при наведении транса, остроумно и метафорично заметил: «Терапевтическая метафора  – это не столько сравнение, сколько искра, возникшая от удара двух реальностей  друг о  друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного  и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания…» И далее: «Метафора напоминает фигуру из двух колец, вложенных друг в друга, некую ленту Мебиуса: одно кольцо – это реальное состояние. А другое кольцо является зеркалом, отражающим его в словах, жестах или предметах».

    В своей работе «Магические метафоры» Ник Оуэн называет 58 способов применения метафорических историй, приведенных в книге. Среди них есть, например, такой: применение метафор для того,чтобы  «перевести активность с уровня бета-волн (сознательные процессы) к  альфа-волнам (легкий транс или состояние сна). Альфа – излучение в большей степени подходит для введения информации на более глубоком, подсознательном уровне и для интеграции и закрепления уже  предъявленного материала».

                                                                                                                                                                                                             

Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 1245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0