Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Использование ИКТ в преподавании
03.02.12, 17:28

 

О.В. Ибрагимова, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №73», г. Оренбург, Оренбургская область

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
(Древняя мудрость)

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачи знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновленная роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки;
  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки;
  • последовательно отслеживать уровень знаний и приобретенных навыков.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия, пособия, представляющие собой сборники уроков по русскому языку и литературе с мультимедийным приложением к каждому уроку в виде презентаций, содержащих как информативные материалы, так и проблемные вопросы, и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: 1) усвоить базовые знания по предмету; 2) систематизировать усвоенные знания; 3) психологически настроить на атмосферу экзамена; 4) подготовить к ответам на наиболее каверзные вопросы; 5) сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; 6) сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности; 7) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом; 8) подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет итенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по русскому языку и литературе, доступных для использования в образовательном процессе. Но без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: 1) найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество В.В. Маяковского» в 11 классе было дано задание найти материал о тайне смерти В.В. Маяковского. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много интересной информации по данному вопросу; 2) отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» было дано задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения ученых. В ходе обсуждения учащиеся высказали свое мнение и свое отношение к проблеме; 3) сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы Сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернета на уроке можно в двух вариантах: 1) учащиеся могут работать в режиме on-line; 2) опосредованный доступ в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий web-страницы в отдельную папку на школьном сервере. Использование интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов Сети для подготовки к урокам. Учитель русского языка и литературы может найти полезные обзорные материалы через справочные серверы рефератов (www.referat.ru) или поисковые системы. На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания русского языка и литературы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети.

Подводя итог, можно сделать вывод, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного  общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации
Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 691 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0