О.В. Ибрагимова, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №73», г. Оренбург,
Оренбургская область
Скажи
мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
(Древняя мудрость)
XXI век – век информационных
технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть
именно современные информационные технологии. Современное общество ставит
перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не
только передачи знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится
его обновленная роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся
ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя –
«учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и
способов его прохождения». Гуманизация образования предполагает ценностное
отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают
не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого
предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Информационные технологии
позволяют:
- построить открытую систему
образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию
обучения;
- коренным образом изменить
организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное
мышление;
- рационально организовать
познавательную деятельность школьников;
- использовать компьютеры с
целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально
новым познавательным средствам;
- охватить обучением
одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое
качество подготовки;
- применять в практической
деятельности приобретаемые знания и навыки;
- последовательно отслеживать
уровень знаний и приобретенных навыков.
В отличие от обычных технических
средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим
количеством строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные
способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания,
работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по
русскому языку и литературе и во внеурочное время можно использовать такие
электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс
русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия,
пособия, представляющие собой сборники уроков по русскому языку и литературе
с мультимедийным приложением к каждому уроку в виде презентаций, содержащих
как информативные материалы, так и проблемные вопросы, и др. Эти и другие
электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: 1) усвоить
базовые знания по предмету; 2) систематизировать усвоенные знания; 3)
психологически настроить на атмосферу экзамена; 4) подготовить к
ответам на наиболее каверзные вопросы; 5) сформировать навыки
самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; 6) сформировать
мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности; 7)
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над
учебным материалом; 8) подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие
сроки.
Одним из достоинств применения
мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за
счет новизны деятельности. Использование ИКТ на уроках русского языка и
литературы позволяет итенсифицировать деятельность учителя и школьника,
повысить качество обучения предмету, выдвинуть на передний план наиболее
важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых
объектов. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому
языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации, которые
позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.
В последнее время наблюдается
массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число
информационных ресурсов по русскому языку и литературе, доступных для
использования в образовательном процессе. Но без четкого сценария посещение
Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в
сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он
позволяет реализовать три сценария: 1) найти дополнительную учебную информацию
с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного
использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество
В.В.
Маяковского» в 11
классе было дано задание найти материал о тайне смерти В.В. Маяковского. Учащиеся,
пользуясь Интернетом, нашли много интересной информации по данному вопросу; 2)
отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть
создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» было дано
задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении
данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный
вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения ученых. В
ходе обсуждения учащиеся высказали свое мнение и свое отношение к проблеме; 3)
сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной
заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.
Но применение в обучении
информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы
Сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их
применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от
накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности
любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами
Интернета на уроке можно в двух вариантах: 1) учащиеся могут
работать в режиме on-line; 2) опосредованный доступ в Интернет. При
подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий web-страницы в
отдельную папку на школьном сервере. Использование интернет-ресурсов повышает
уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к
обучению.
Нельзя не сказать о значении
Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов
Сети для подготовки к урокам. Учитель русского языка и литературы может найти
полезные обзорные материалы через справочные серверы рефератов (www.referat.ru) или поисковые системы.
На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты
новых программных продуктов для поддержки преподавания русского языка и
литературы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой
диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети.
Подводя итог, можно сделать вывод,
что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней
учебно-воспитательного процесса;
- многоаспектное развитие
школьника;
- подготовку выпускников школы
к жизни в условиях информационного общества;
- реализацию социального
заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации
|