Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

Информационная компетентность учителя
03.02.12, 18:57

Иванова Е. В.,  аспирант каф. педагогики, Российский гос. пед. университет  им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Информационная компетентность учителя в современной школе

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение страны в мировое образовательное пространство. В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме начала XXI века рассматривают:

·        фундаментализацию образования на всех уровнях;

·        реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;

·        формирование системы образования на протяжении всей жизни;

·        внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных и Интернет-технологий;

·        повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Повышаются требования к образованности учителя, возникает проблема дальнейшего становления его профессиональной компетентности.

На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях. Однако о профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме заговорили лишь в 90-х годах ХХ столетия. Проблема "профессиональной компетентности" учителя активно изучается в настоящее время отечественными и зарубежными учеными, вкладывающими в  трактовку этого понятия различный смысл.  Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием "педагогическая культура", обозначающим формирование специалиста высокой культуры, а не "ремесленника в образовании". По мнению других, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным  разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимой для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.  Компетентность  обозначает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Это состоявшееся его личностное качество. Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие:

·            знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

·            владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;

·            умение представить информацию в Интернет;

·            владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;

·            умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

·            владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.

В настоящее время  незначительный процент учителей владеют информационной компетентностью в достаточном объеме. Наблюдается отставание квалификации учителя от реальных запросов времени. Причем, как показывают результаты проведенного нами анкетирования,  имеющиеся курсы повышения квалификации с использованием компьютерных и Интернет-технологий зачастую не отвечают потребностям учителей школ. Преподавателей не устраивает содержание программ переподготовки, поскольку  в этих программах делается упор на технико-технологическую сторону вопроса и мало внимания уделяется педагогическим возможностям информационных и Интернет-технологий. Учителя отмечают, что в работе со слушателями курсов недостаточно используются активные, в том числе групповые формы обучения. После окончания курса прерывается общение с преподавателями и коллегами; учителя хотели бы консультироваться со специалистами и обсуждать возникающие проблемы по мере использования полученных знаний и навыков работы в Интернет в своей педагогической деятельности.

 Необходима  разработка гибкой системы повышения квалификации учителя, с помощью которой преподаватель получит доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни сможет повышать свои профессиональные навыки, и которая позволит ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

 

Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 697 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0