Современный
урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с
другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю
управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их
творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким,
зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен
большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и
фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного
материала.
Эту
проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии,
которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и
информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных
необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким
образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно
организовать на уроках МХК, развития речи, литературы сопоставление
иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же
произведению. Компьютер помогает на таком уроке организовать индивидуальную
работу, внимательнее рассмотреть слайды и произвести детальный
сопоставительный анализ.
Одна
из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного
путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный
ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы
"Презентация" позволяет учителю по-новому организовать работу на
таком уроке. Таким образом, заочная экскурсия по паркам Версаля, Петергофа
и Павловска при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в
атмосферу того времени, остаться наедине со своими чувствами и
переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности.
Каждая
заочная экскурсия снабжена инструкцией по применению, которая позволяет
ученику и после урока поработать с ней. Переход от слайда к слайду создает
необходимый видовой ряд для этого урока, снабженный музыкальным
сопровождением, создающим атмосферу той эпохи. Предусмотрена также и работа
со слайдами в произвольном порядке, что позволяет возвращаться к
необходимой иллюстрации. В ходе такой работы увеличивается
зрительно-эмоциональное воздействие на ученика. Также компьютер открывает
возможности сопоставительной презентации
Для
представления иллюстративного и информационного материала большие
возможности открывает работа по созданию сайта. Работа над каждым разделом
требует знакомства с дополнительной литературой, биографическими
источниками, умения систематизировать, оформлять и размещать материал в
информационном пространстве.
Самостоятельной
работы ученика по составлению таких программ — полный простор для
творчества и возможность заинтересовать большее количество ребят предметами
гуманитарного цикла.
Подготовка
к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость,
новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими
приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер,
конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя,
изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать
хорошим помощником.
|