Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания

ИКТ в преподавании литературы
03.02.12, 17:30

 

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Бойченко О.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 2" (МОУ "Гимназия № 2") , Пермь

Текст доклада

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках МХК, развития речи, литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Компьютер помогает на таком уроке организовать индивидуальную работу, внимательнее рассмотреть слайды и произвести детальный сопоставительный анализ.

Одна из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы "Презентация" позволяет учителю по-новому организовать работу на таком уроке. Таким образом, заочная экскурсия по паркам Версаля, Петергофа и Павловска при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу того времени, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности.

Каждая заочная экскурсия снабжена инструкцией по применению, которая позволяет ученику и после урока поработать с ней. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд для этого урока, снабженный музыкальным сопровождением, создающим атмосферу той эпохи. Предусмотрена также и работа со слайдами в произвольном порядке, что позволяет возвращаться к необходимой иллюстрации. В ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика. Также компьютер открывает возможности сопоставительной презентации

Для представления иллюстративного и информационного материала большие возможности открывает работа по созданию сайта. Работа над каждым разделом требует знакомства с дополнительной литературой, биографическими источниками, умения систематизировать, оформлять и размещать материал в информационном пространстве.

Самостоятельной работы ученика по составлению таких программ — полный простор для творчества и возможность заинтересовать большее количество ребят предметами гуманитарного цикла.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Категория: Психология, педагогика, методика преподавания | Добавил: Натали
Просмотров: 755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0