Киселева Надежда
Сергеевна, дефектолог Прогимназии г. Видное Московской
области, соискатель кафедры культурно-досуговой деятельности Московского
государственного университета культуры и искусств (г. Химки Московской
области)
e - mail : info@msuc.org
Роль игровой деятельности в формировании духовно-нравственных
ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях преемственности.
В последних десятилетиях XX века игровая деятельность как форма
и средство обучения и воспитания завоевала огромную популярность в системе
образования. Этому способствовали сложившаяся в современном обществе
социокультурная ситуация и появление научной базы исследования феномена игры.
Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности,
находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных
учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также
при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала
одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности
ребенка.
Тем не менее, игра, как специфический в процессе обучения и
свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования
как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передовая часть
интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала
воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль
игры [1].
Большой интерес для младших школьников представляют игры в
процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность
ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с
другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их
самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные
мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая
действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех,
выбору альтернатив.
В рамках данной статьи для нас особый интерес представляют
обучающие игры, к которым можно отнести подвижные, музыкальные,
дидактические, сюжетные и игры-драматизации. В этих играх взрослый создает
правила игры, объясняет конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу
действий для достижения определённого результата. При этом решаются
конкретные задачи воспитания и обучения, направленные на усвоение
определённого программного материала и правил, которым должны следовать
играющие.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они
формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил, и,
что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой
самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные
знания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,
создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в
них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую
игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие
структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача;
2) игровые действия; 3) правила игры; 4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и
воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его
обучающую деятельность.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольные печатные;
3) словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с
использованием природного материала закрепляются знания об окружающей
природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез,
классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные
развивающие задачи. Составление разрезных картинок направлено на развитие у
детей логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый
предмет. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено
на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того
чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к
имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх
формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к
перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять
знания о них, так как здесь требуется использовать приобретенные ранее знания
о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают
разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их
признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия;
группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в
суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание
заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его
учат.
Особый характер имеет замысел в играх-драматизациях, которые
помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его
художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и
движений. У детей 6-7 лет игры-драматизации часто становятся спектаклем,
который показывается для зрителей.
Существует еще один класс игр: традиционные или народные.
Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры
способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических
способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения,
символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии
этноса, создавшего игру. Предметная среда народных игр чаще представлена в
музеях, а не в детских коллективах.
Основными возможными целями игр могут являться:
• развитие навыков общения;
• развитие интеллектуальных способностей;
• изучение истории;
• изучение культуры;
• приобретение новых навыков
• занятие в свободное время;
• возможность проявления определенных человеческих
качеств.
Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей.
Сюжетно-ролевая игра может использоваться для достижения как коллективных,
так и индивидуальных целей. Игры, особенно крупные, дают возможность
раскрывать и совершенствовать индивидуальные качества каждого участника,
предоставляя ему право выбора игровой деятельности для самореализации.
Таким образом, в ходе игры учащиеся накапливают опыт
деятельности, приближенной к реальной, в чем и заключается основная ценность
игры. Она дает возможность обучаться на собственном опыте. Итак,
использование учебных игр в обучающем процессе позволяет:
• формировать качества активного участника игрового
процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности,
которые не могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях;
• учиться состязательности, неординарности поведения,
умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
• учиться умению общаться, установлению контактов,
получать удовольствие от общения с партнерами;
• учиться создавать особую эмоциональную среду,
привлекательную для учащихся.
Иными словами, игра вовсе не пустое занятие, она не только
доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его
развития, средством формирования его духовно-нравственных ценностей,
формирования полноценной личности.
В нашей работе формирование духовно-нравственных ценностей
осуществляется в процессе включения детей в игровую деятельность, поэтому
здесь необходима организация такой системы занятий, которая основывалась бы
на свободной форме общения, на возможности проявления как физической, так и
творческой активности и в тоже время способствовала развитию познавательных
способностей.
Реализация модели означает воспроизведение содержания, лежащее в
основе модели, которое обозначено в нескольких ее компонентах. Это
воспроизведение происходит только через практическую творческую деятельность
педагога по проектированию и реализации основных задач образовательного
процесса и созданию условий для реализации содержания модели.
При создании модели мы учитывали:
• общедидактические принципы, способствующие приобретению
новых знаний, прочности их усвоения, вызывающие познавательную и творческую
активность обучаемых, оказывающие положительное эмоциональное воздействие и
способствующие успешному развитию развивающих, практических, образовательных
и воспитательных задач [2, 3];
• данные психологии, методики формирования и развития
духовно-нравственных ценностей;
• опыт педагогов.
Мы выделяем следующие существенные компоненты обобщенной
организационно-содержательной модели формирования духовно-нравственных
ценностей старших дошкольников и младших школьников:
• целеполагающий;
• психолого-педагогический;
• содержательный;
• процессуальный;
• контрольно-оценочный;
• результативный.
Рассмотрим кратко каждый из компонентов.
Составляющие целеполагающего компонента – цель и задачи. Целью
является желаемый конечный результат. В разработанной нами модели основной
целью является формирование духовно-нравственных ценностей у старших
дошкольников и младших школьников. В соответствии с целью были определены
основные задачи:
• развитие эмоционально-чувственной сферы старших
дошкольников и младших школьников;
• развитие представлений об окружающей действительности;
• развитие навыков познавательного и личностного общения
со сверстниками и взрослыми;
• развитие способности следовать нравственным нормам и
правилам.
Решение выдвинутых задач будет способствовать не только
формированию духовно-нравственных ценностей детей, но и основных
коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету).
Модель формирования духовно-нравственных ценностей включает в
себя психолого-педагогический компонент, включающий в себя
психолого-педагогические основы, которые в свою очередь делятся на
познавательные, эмоционально-оценочные и художественно-творческие.
Познавательные основы формирования духовно-нравственных
ценностей старших дошкольников и младших школьников предполагают развитие
внимания, памяти, мышления, формирования навыков исследовательской
деятельности.
Эмоционально-оценочные основы предполагают развитие творческой
активности, наблюдательности, воображения, фантазии, эмоционально-чувственное
отношение к выполнению заданий, формирование навыков объективной оценки и
самооценки, формирование опыта переживаний в результате выполнения заданий.
Художественно-творческие основы предполагают организацию
самостоятельной творческой и художественно-творческой деятельности, умение
самостоятельно добывать и применять новые знания на практике.
В организационно-содержательной модели представлен
процессуальный компонент, в котором мы выделяем ряд условий, форм, средств и
методов, при соблюдении которых формирование духовно-нравственных ценностей
старших дошкольников и младших школьников будет наиболее эффективным.
Основными условиями реализации модели являются:
• свобода самовыражения (стимулирование стремления к
индивидуальной заинтересованности и самовыражению);
• открытость (создание на занятиях атмосферы созидания,
непринужденности; гарантия защищенности, свободы; ориентация на адекватное
восприятие окружающей действительности и формирование своего внутреннего
мира);
• активность (мобилизация интеллектуальных и эмоциональных
сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; использование активных
форм деятельности, актуализация игровых, творческих ситуаций);
• удовлетворенность деятельностью (наличие положительных
переживаний, «ситуаций успеха», похвалы со стороны учителя, друзей).
Выдвинутые условия реализации модели предполагают нестандартные
формы организации занятий. Нами были предложены такие основные формы, как
тренинги и практические занятия.
Через тренинги дети учатся анализировать и контролировать свою
деятельность и поведение. Это четко проявляется, когда учащиеся общаются в
тренинге и что-то делают своими руками. Важным компонентом тренинга является
сознательная постановка цели достижения успеха.
В предложенную нами модель мы включили развивающие (развивают
способности присоединяться друг к другу, слушать и слышать ответы других,
определять значимые для себя ценности, например тренинг «Что важнее в
дружбе?») и обучающие (развивают умения, приобретают навыки и получают
знания, прививается культура общения, например тренинг «Сказка-урок житейской
мудрости») тренинги.
Параллельно с тренингами с детьми проводятся практические
занятия, которые включают в себя выполнение упражнений (на развитие дыхания,
слуха, грамматических навыков и т.д.), игры (дидактические, сюжетно-ролевые),
художественно-творческая деятельность (рисование, лепка).
Литература :
1. П. А. Должонок. Игра как средство
повышения познавательного интереса на уроках английского языка на среднем
этапе обучения в образовательной школе. – Минск, МГЛИ, 2007. – 67с.
2. И.Я. Зимняя. Педагогическая
психология. – М.: Логос, 2000. – 382с.
3. Е.Ф. Рыбалко. Возрастная и
дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – 339с.
|