Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Психология, педагогика, методика преподавания |
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) · Скачать удаленно () ] | 30.09.12, 14:55 |
О.В. Черевко учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 32, г. Краснодар, Краснодарский край
АРТ-ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер В «Законе об образовании РФ» под образованием подразумевается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Обучение, как известно, в педагогике понимается как передача общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений и навыков. Воспитание по определению В.В. Давыдова – это формирование и развитие нравственных качеств. Общеобразовательная школа обязательна для каждого, она самое массовое звено образовательного процесса. За последние годы наша школа дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума (отметки по предметам, а в последнее время и результаты ЕГЭ), во многом перестав заботиться о духовном и нравственном здоровье детей, об их эстетической культуре. Глубокая российская традиция единства образования и воспитания оказалась расколота, а воспитание нередко принесено в жертву сиюминутным прагматическим интересам. Каковы же механизмы реализации воспитательной составляющей закона в сегодняшней образовательной школе? Составляя план-конспект урока, учитель-предметник решает не только образовательную, развивающую, но и воспитательную задачи. Каждый преподаватель делает это по-своему, но всем известно, что важнейший фактор обучения и воспитания в школе – общение учителя с учеником на уроке и вне урока. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов решения гуманистических задач воспитания и образования. Ответом решения образовательных и воспитательных задач по праву можно назвать арт-педагогику - относительно новое направление в российской педагогике, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности. До недавнего времени уроки, на которых использовались техники и приемы арт-педагогики называли комбинированными или бинарными. В своей работе как учителя-предметника и классного руководителя применяю следующие техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Хочется отметить, что все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Так, на уроках литературы учащиеся после чтения произведения знакомятся с его другим видением, затем сравнивают свои впечатления от прочитанного и прослушанного или увиденного. После таких уроков школьники обязательно получают задание: нарисовать свое видение произведения, свое настроение, чувства, возникшие по ходу изучения произведения. Задания усложняются в зависимости от возраста школьников, их уровня внутреннего развития. Поначалу ребята воспринимают такие задания «в штыки»: «Не хочу», «Не буду», «А за это задание оценок всё равно не будет». И задача педагога при таком отношении к выполнению заданий заключается в том, чтобы заинтересовать, мотивировать каждого ребенка. Как показала практика «внедрение» арт-педагогики в учебный процесс лучше всего начинать при изучении тем устного народного творчества. Ведь именно этот раздел литературы – благодатная почва для использования практически всех техник и приемов арт-педагогики. Так, после прочтения сказки «Снегурочка» ребята 5-х классов с удовольствием не только нарисовали настроения главных героев (это были и цветы, и погодные явления – в этом дети не были ограничены), но и активно поучаствовали в инсценировке отрывка. В работе с подростками целесообразно использовать метод драматизации событий и театральную арт-педагогику, особенно при инсценировании песен и постановке музыкальных спектаклей. Одна из важнейших задач учителя заключается в том, чтобы распределить различные роли между учащимися, ориентируясь на их способности, уровень интеллектуального развития и воспитанности. Поскольку в музыкально-сценической деятельности у ребенка обычно происходит идентификация самого себя с исполняемым им сценическим персонажем, учитель, работая с учеником над ролью, имеет возможность «высвечивать» положительные качества личности ребенка и нивелировать его негативные личностные качества и состояния. Также старшеклассники более активны в выполнении коллажей (индивидуально, в парах, в группах) с использованием различных вырезок и материалов. Благодатную почву для использования техник и приемов арт-педагогики дают не только уроки литературы, которые неразрывно связаны с искусством, но и русского языка (как правило на уроках развития речи). Так, на уроке развития речи «Подготовка к написанию сочинения-описания «Цветок», в 5 «А» классе использовались технологии арт-педагогики, а в 5 «В» нет. Результат урока – сочинение показал, что в 5 «А» работы были написаны на порядок лучше, чем в 5 «В». Во время урока–подготовки к написанию сочинения школьники 5 класса познакомились с картинами других художников, на которых были изображены цветы, натюрморты, портреты и др. Учащиеся изобразили настроение, которое вызывает у них натюрморт, описали чувства, которые испытывал художник при написании картины, а также чувства самого цветка. Всё это позволило успешно выполнить задание – написать сочинение. При написании сочинения-описания действия на уроках используется техника театрализации «Изобрази процесс» (работа индивидуально, по группам, задания на карточках): · ученик на уроке выполняет задание; · ремонт одежды; · человек, моющий посуду; · уборка кабинета и т.п. После таких уроков учащимся легче написать сочинение, ведь они не только вспомнили, увидели, но и воспроизвели действие. В старших классах на уроках русского языка использую прием театральной постановки. После инсценировки (чаще всего притчи) учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру. Это занимает 20-25 минут урока, оставшееся время отводится для чтения (по желанию) и обсуждения работ учащихся. Такой вид работы позволяет не только задействовать все виды восприятия информации, но и активизировать умственные процессы школьников. Они видят результат работы, осознают свои ошибки как в миропонимании, так и в написанном сочинении. Являясь классным руководителем на протяжении нескольких лет, всякий раз убеждаешься, что воспитательная работа никогда не принесет положительных результатов, если использовать нотации. Здесь просто необходимо использовать техники и приёмы арт-педагогики. Все классные часы и большая часть родительских собраний проводятся в игровой форме с использованием театральных постановок, музыки и пр. Первый классный час в 5-м классе всегда провожу в форме игры «Я – герой». Данная социометрическая игра помогает в выявлении предпочтений у детей в выборе друзей из числа сверстников. «Получая» из начальной школы класс, учитель не всегда имеет возможность выяснить полную информацию по данному коллективу. Из своего опыта, как классного руководителя, могу с уверенность сказать, что в данной игре пятиклассники принимают активное участие. В ходе мероприятия учитель выявляет лидера класса, которому дети доверяют, и с мнением которого они считаются, что поможет классному руководителю в формировании руководящего органа класса. Школьники любого возраста принимают активное участие в мероприятиях, а также предлагают свои. Например, десятиклассники предложили провести классный конкурс «Самые классные домашние тапочки». Ответственные за культурные мероприятия написали сценарий мероприятия, в который включили «Хозяин о тапочках», «Тапочки о хозяине», «Знакомство тапочек с соседом» и другие. В старших классах метод драматизации событий эффективен в работе по формированию здорового образа жизни. Так, после проведенного классного часа «Противоположности. Твоё право выбора» из 7 табакозависимых 4 бросили курить. На мероприятии учащиеся были поставлены перед выбором: добро и зло, радость и боль, жизнь и смерть. Класс разделился на группы, и каждая показала своё видение противоположностей. В театрализованной форме, использую подручные средства и материалы подростки ярко и метко изобразили всё, что их волновало на тот момент. Школьникам нравится такой вид деятельности, как театрализация движений. Данные упражнения, по решению ведущего, могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно. Техника перевоплощения: · придумать свое животное и изобразить его; · изобразить определенное животное; ·передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду и т.п.; Изобразить характер местности: · лиственный лес осенью; · хвойный лес зимой; · вьюнок на заборе и т.п. Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, страх, усталость, любовь, отчаяние, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, сочувствие, умиротворение и т.д. Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, балерины, мышки, павлина, манекенщицы, маленького ребенка, индюка, ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п. Нельзя упускать из вида работу классного руководителя с родителями. Это те же дети, только взрослые. Нам не нравятся скучные лекции, но с удовольствием смотрим постановки. Те же принципы использую и при проведении родительских собраний, особенно совместных с учениками. Так, ко Дню матери ребята своим мамам подготовили музыкальные и танцевальные номера, но больше всего откликов от мам получила театрализованная постановка «Моя мама». Ученики показали мам в обычной жизни, а также представили шуточную постановку «Обмен местами» (пародия на фильм «Любовь-морковь»). В конце каждого урока или мероприятия обязательно использование рефлексии – устной или письменной: - Понравилось или нет? - Что мне помогало работать? - Что мешало на уроке, мероприятии? - Как удалось передать свои чувства, состояние, движение? - Мои предложения и пожелания на будущее. Формы рефлексии варьируются в зависимости от типа урока или мероприятия, их целей и поставленных задач. Всё вышеперечисленное позволяет утверждать, что арт-педагогика способствует достижению следующих целей: 1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. 2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися. 3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. 4. Позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми. 5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения. 6. Развивает чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения. Обращение к искусству упорядочивает эмоциональную сферу, которая наряду с интеллектуальной участвует в процессе обучения. 7. Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности. 8. Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического или народного искусства. 9. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество. Изучение и использование учителем основ различных видов арт-педагогики является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности уроков, как для начальных, так и для учащихся средней общеобразовательной школы. В арт-педагогике заключен мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей; способствует овладению учеником механизмами самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения. Как показывает практика, по сравнению с мероприятиями, проводимыми по традиционным методикам, школьные коллективные дела, уроки и занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий, обучающий эффект.
| |
Просмотров: 2677 | Загрузок: 363 | |