Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Самобразование, личностный рост » Мои файлы

Доповідь для семінару «Інноваційні технології – ефективний засіб формування читацької компетентності учня на уроках світової літератури»
[ Скачать с сервера (67.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 03.02.12, 18:05

Использование информационных технологий

в обучении языку и литературе

(из опыта работы учителя Коральской Н.В.)

 

                                 Учитель живет, пока учится.

                                                             К.Д. Ушинский

 

         Мы живем в эпоху информационных технологий. Современная наука накопила такой огромный объем знаний, что знать и помнить все необходимое физически невозможно. Исходя из этого, меняется и современный подход к образованию: наша задача не «напичкать» ученика энциклопедическими знаниями, которые имеют свойство «выветриваться» из головы,  а научить его при необходимости добывать любую информацию самому, научить учиться. Дать голодному не рыбу, не готовую еду, а удочку, при помощи которой он сможет сам добыть себе в будущем пропитание и средства к жизни. Только так можно подготовить самостоятельного, мыслящего человека, а не просто исполнителя чужой воли.

Существенно изменилась роль учителя. Мы теряем монополию на предоставление учебной информации, потому что сегодня кто угодно беспрепятственно может получить любые сведения из любой области знаний.  Сегодня учитель – проводник, помощник, призванный сориентировать ребенка в информационных потоках, лавиной обрушивающихся на неокрепший ум и психику.

В современном обществе чрезвычайно остро стоит проблема конкуренции, поэтому для достижения успеха необходимы  различные компетенции, профессионализм – то, что позволяет быть конкурентоспособным. Не последнюю роль играет речевая компетенция: целый ряд заданий (умение презентовать себя, рассказать о своих знаниях и умениях, найти общий язык с коллегами, грамотно оформить документацию и т.п.)  он сможет выполнить качественно только при достаточном владении речью. Приобретение речевых, коммуникативных навыков напрямую зависит от качества преподавания языка и литературы в школе. Филологи знают, что начитанные дети и пишут грамотнее, и говорят лучше. Поэтому формирование читателя в определенной мере определяет успешность сегодняшних учеников в дальнейшем.

Проблематично сегодня усадить детей за чтение классической литературы, поэтому здесь необходимо заинтересовать – поощрить просмотром красочного фильма после прочтения (посмотрим – сравним с книгой), дать задания по поиску занимательной информации о книге или об авторе, которой нет в учебнике…тут уж все средства хороши.

Сейчас существует серьезная альтернатива традиционной бумажной книге. Это и  аудиокнига, когда классику читает хороший актер, с отличной дикцией и верными интонациями. Это и электронные книги, и планшеты, которые могут компактно вмещать огромные объемы информации, да и обычный персональный компьютер, который благодаря доступу к Интернету может  заменить огромные громоздкие библиотеки. Скачал книгу, прочел, удалил файл за ненадобностью. Удобно, нечего сказать.

Учитывая все эти особенности, на современном этапе учитель не может работать «по старинке», необходимо соответствовать новым требованиям. Для этого нам предлагают использовать в своей работе так называемые инновационные технологии.

         Инновация (англ. Innovation) – нововведение, внедрение новых идей, технологий. Инновационные технологии – это методы и средства, сопровождающие  этапы реализации нововведения.

         К инновационным педагогическим технологиям в числе других относят  информационные компьютерные технологии.

Они позволяют

-формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении;

-изменяются структура и содержание урока, повышается темп за счёт увеличения объёма самостоятельной работы учащихся;

-осуществляется индивидуализация и дифференциация  обучения: достаточно знать особенности каждого ученика, чтобы дать ему посильное задание, соответствующее его наклонностям и интересам

-расширяется образовательное пространство: обучение больше не сконцентрировано в рамках классной комнаты, наоборот, учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам, возможность работать совместно над интересующей их проблемой.

-с использованием ПК могут быть представлены материалы, способствующие  эффективной организации учебного занятия.

- компьютерные технологии позволяют проводить тестирование для определения уровня предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы (т.е. осуществить контроль на всех этапах обучения);

-при актуальном нынче проблемном обучении учащиеся для ответа на вопрос осуществляют поиск и сбор информации,  учатся критически относиться к найденному материалу, анализировать его, отбирать наиболее подходящий.

-наконец, собранные материалы и результаты любой работы при помощи ИКТ можно достойно презентовать.

         Информационные технологии органично сочетаются с  проектной деятельностью. Метод проектов даёт возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием  самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех его этапах.  На ПК оформляется вся сопроводительная документация, а также создаётся конечный «продукт» проекта. Если итог работы – мультимедийная презентация, то учитель может её использовать на других занятиях. Целесообразно использовать метод проектов  на уроках, предполагающих углубление в творческую лабораторию писателя или интеграцию в смежные учебные дисциплины. Функция учителя на таких уроках становится совершенно иной: он координатор, консультант, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации.

         Элементы проектной деятельности были использованы мной при подготовке открытого урока зарубежной литературы « Романтизм як принципово новий світогляд». Данный урок являлся интегрированным, т.е. были использованы межпредметные связи с историей, художественной культурой, музыкой. Для поиска, обработки и систематизации обширного материала по теме «Романтизм» учащиеся объединились по интересам в несколько поисковых групп: «историки», «искусствоведы», «музыковеды». Кроме того, учащиеся помогали учителю готовить слайдовую презентацию, становясь соавторами будущего урока.

Огромным подспорьем  являются компьютер и доступ к Интернету при подготовке работ МАН. Массу научных работ, публикаций, текстов произведений можно сейчас найти в информационном пространстве, не покидая пределов рабочей комнаты. Сама работа печатается и правится также на компьютере.

         При помощи стандартных офисных программ можно оформить слайдовую презентацию работы. Подобную слайдовую презентацию мы успешно использовали на защите работы МАН, продемонстрировав иллюстративный материал к изученной теме («Образ Івана Мазепи у світовій літературі (на матеріалі творів Дж. Байрона та О.С. Пушкіна)»). Результатом явилось III место на областном этапе.

         Информационные технологии помогают мне организовать самостоятельную работу учащихся: достаточно четко сформулировать задачу для поиска (а если дети помладше – дать ссылку) -и дети могут найти в Интернете практически все: пословицы и поговорки, афоризмы, тексты произведений, иллюстрации, музыку, экранизации художественных произведений… Такие домашние задания я даю учащимся на уроках языка и литературы, начиная с 5 класса. Если дома нет компьютера и доступа к Интернету, то дети приходят за информацией в компьютерный класс. За успешно выполненное и достойно оформленное задание ребенок получает оценку, а найденный материал пополняет мою «копилку» и служит подспорьем в работе с другими классами.

         Давно практикую распечатку предварительно набранных на компьютере контрольных работ. Вместо утомительного писания на доске – листы с заданиями на каждую парту, это удобнее и детям, и учителю, да и служат они не один год.

         Таким образом, приучаю школьников к самостоятельности,  развиваем навыки поиска, критического оценивания, отбора и систематизации информации, помогает достойно оформить и презентовать результаты поисковой работы. Учителю с классом на уроке сейчас можно и импровизированную выставку посетить, и рассказать о жизни  писателя при помощи слайдов, и с экранизацией любого произведения познакомиться. Согласитесь, это разнообразит учебную деятельность.

Опыт показывает, что дети готовы к работе в новых условиях.  Задача учителя на данном этапе – не только не отставать от детей, но быть компетентным настолько, чтобы самому научить, подсказать и не уронить свого авторитета. Без преувеличения, школа – это место, где учатся и дети, и сами учителя. Трудно не согласиться с К.Д. Ушинским: «Учитель живет, пока учится».

Сведения, которые студент педВУЗа получает во время учебы, быстро устаревают, именно поэтому возрастает роль самообразования учителя. Как не «утонуть» в мире информации?

Как оптимально использовать свое время, не «изобретая велосипеда»? Для этого я приготовила вам список информационных ресурсов, которыми вы сможете воспользоваться в своей работе. Список этот в двух вариантах: распечатанный и в электронном виде. Второй вариант позволяет при подключении к Интернету мгновенно перейти по так называемой гиперссылке и попасть на нужную страничку в Интернете, не вводя адрес в строку поиска.

 

 

   Сайты для самообразования учителей

 

Компьютерная грамотность преподавателя: http://xarizma.obschestvo11.ru/?cat=29

Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». http://journal.kuzspa.ru/   http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809

Информационно-методические сайты:

http://www.debryansk.ru/

http://school.iot.ru/

Архив учебных программ и презентаций:

http://www.rusedu.ru/subcat_27.html

http://pedsovet.su/load/44

Персональные сайты учителей: http://www.openclass.ru/stories/49101;

http://pedsovet.su/

http://www.kazakova-op.ru/index.html

http://i-yasnova.narod.ru/pedagogicheskaya_deyatelnost/statya_3/

Материалы для учителя: http://planuroka.ru/archives/category/novosti/;

http://www.sverdlovsk-school8.nm.ru/doc.htm

http://festival.1september.ru/

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=4289

Филология в СЕТИ: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/search/sites/metlist.html

http://rus.1september.ru/; http://rulinguistic.com/;  http://pressa.ru/izdanie/20913;

http://elibrary.ru/issues.asp?id=9076

http://pedsovet.su/load/27

http://lit.1september.ru/

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1241/Itemid,118/limit,20/limitstart,20/

http://litrusia.ru/

http://skola.ogreland.lv/literatura/index.htm http://www.rusedu.ru/detail_1398.html

Вспомогательные материалы:

Памятники архитектуры: /http://www.russiancity.ru

Пословицы и поговорки. /http://www.govoril.narod.ru

Российский общеобразовательный портал. Коллекция рус. и зар. литературы для школы /http://www.litera.edu.ru

Источники по изучению русской истории, тексты монографий

/http://www.magister.msk.ru/library/

Школа Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/

Учительские порталы и сообщества:

Сеть творческих учителей http://it-n.ru/,

Педсовет.orghttp://pedsovet.org/ ,

Открытый класс http://www.openclass.ru/ и др.),  

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

Сайты для учителей: http://vayu2006.narod.ru/

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,53752/Itemid,118/

 

                                                                        

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Натали
Просмотров: 1138 | Загрузок: 424 | Рейтинг: 5.0/2