Главная » Файлы » Русский язык » Русский язык: теория и практика |
03.02.12, 18:40 | |
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе Для успешной реализации личностно-ориентированного обучения необходим дифференцированный подход к каждому ученику. При этом учитываются индивидуальные особенности : - уровень учебной подготовки, - способности учащихся, - познавательные интересы, - психофизиологические параметры. Под психофизиологическими параметрами понимают тип мышления, доминирующий тип восприятия учебной информации, тип темперамента и др. индивидуальные особенности. Известный американский учёный Говард Гарднер создал теорию множественных способностей и выделил восемь доминирующих способностей, которые следует учитывать при дифференцированном подходе в обучении: 1) вербально - лингвистическая способность; 2) логико - математическая; 3) визуально – пространственная; 4) музыкально – ритмическая; 5) кинетическая; 6) межличностная; 7) внутриличностная; 8) натуралистическая. Учащиеся с разными способностями требуют разной подачи одного и того же учебного материала в силу разного его восприятия. Рассмотрим основные доминирующие способности учащихся в связи с оптимальными способами подачи информации. 1) Вербально-лингвистическая способность проявляется в повышенной восприимчивости словесной информации: оптимальная форма подачи материала – слова, предложения, формулировки. Учащиеся этого типа легко овладевают навыками чтения, письма, говорения, охотно работают с печатными текстами, без затруднений воспроизводят готовые или составляют собственные высказывания, любят кроссворды, игры со словами, заполняют анкеты, пишут сценарии, работают со словарями, исследуют языковые явления (происхождение слов и выражений и т.п.), выразительно читают вслух и наизусть. 2) Визуально-пространственная способность проявляется в повышенной восприимчивости визуальных объектов, графических изображений, зрительных образов. В соответствии с этим велика роль наглядности, она помогает создать стойкую ассоциативную связь между словами, понятиями и зрительными образами, их сопровождающими. Эти учащиеся, как правило, хорошо рисуют. Целесообразно -привлекать их к созданию наглядности, иллюстраций, стенгазет, коллажей, схем; -при их обучении нужно как можно шире использовать показ фото- и видеоматериалов, слайдов, комиксов, репродукций; - опираться на раличные визуальные средства даже при работе с текстами( сочинение, изложение, диктант, аудирование); -подкреплять изложение материала опорными схемами и рисунками. 3) Музыкально-ритмическая способность предполагает восприимчивость к музыке, ритму, быстрое запоминание информации, содержащейся в песнях, рифмовках. Даже словесная информация, поданная в музыкальном сопровождении, запомнится лучше, поскольку установится ассоциативная связь вербальной и звуковой информации. Учащиеся этого типа имеют музыкальные таланты, поют, играют на музыкальных инструментах, воспроизводят и сочиняют музыкальные произведения. Оптимальные виды работы: - прослушивание музыкальных произведений; - сопровождение музыкой (в качестве фона) других видов работы; - предоставление возможности интерпретации музыкального произведения; - определение эмоциональной окрашенности музыкального произведения, обсуждение настроения музыки; - подбор и создание музыкальных иллюстраций к увиденному или услышанному; - создание собственных музыкальных произведений; - участие в музыкальных праздниках и различных мероприятиях. 4) Кинетическая (телесно-двигательная) способность проявляется в способности контролировать движения тела, манипулировать предметами, конструировать их. Учебная информация воспринимается в связи с физической деятельностью. Эти учащиеся охотно занимаются спортом, принимают участие в соревнованиях, эстафетах, спектаклях, пантомиме, конструировании. В общении они успешно используют «язык тела», поскольку тактильные ощущения способны вызывать в памяти образы, языковые явления и желание их воспроизвести. Полезны следующие виды работы: - конструирование предметов, макетов, пособий из различных материалов; - возможность рассматривать, трогать, передавать, размещать предметы (например, для выставки); - подвижные игры, соревнования; - пантомимы, инсценировки, спектакли; - настольные игры (например, пазлы – складывание целого из отдельных частей); - использование компьютера. 5) Логико-математическая способность проявляется в природном умении мыслить логично, видеть причинно-следственные связи явлений, а также в восприимчивости к чётко организованной, в т. ч. цифровой информации. Учащимся с такими способностями присуще алгоритмическое мышление, им легко даются точные науки, они легко справляются с заданиями на классификацию, упорядочение, распределение на категории. Активизировать этих детей необходимо такими путями: - задания на установление взаимосвязей, упорядочение, определение последовательности; - возможность числового кодирования информации ; - задания на прогнозирование, предвидение событий; - использование математических игр; - составление планов, инструкций, алгоритмов; - сравнение объектов, людей, явлений; - определение последовательности событий в тексте при чтении, аудировании и т.п.; - работа на компьютере, калькуляторе и т.п. 6) Межличностная способность проявляется в умении понимать эмоциональное состояние, мотивацию других людей, а также в коммуникабельности, доброжелательности, внимательности и восприимчивости информации, полученной в результате общения. Эти учащиеся общительны, легко устанавливают и поддерживают взаимосвязи с окружающими, обладают лидерскими и организаторскими способностями, с удовольствием выполняют задания, предусматривающие взаимодействие, кооперацию, сотрудничество. Целесообразны следующие виды работы: - привлечение к парной, групповой работе; - использование интерактивных методов; - дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, групповые презентации, работа над проектами; - ролевые игры, интервью. 7) Внутриличностная способность проявляется в осознании себя как неповторимой личности, в способности к самоанализу, оценке собственных впечатлений, опыта, взглядов, эмоций, а также в чрезвычайно развитом воображении. Такие учащиеся наиболее успешны в самостоятельной работе, т.к. информацию им легче получать из самостоятельно прочитанных книг и других источников, из собственного опыта. Больше всего подойдут следующие подходы: - возможность самостоятельно выбирать задания, уровень их сложности, направленность; - выражение собственной оценки событий, героев, поступков людей; - обращение к собственному опыту, ведение дневников, портфолио, написание автобиографии. 8) Натуралистическая способность проявляется в восприимчивости ко всему, что связано с природой, окружающей средой. Целесообразны следующие пути активизации учащихся: - предоставление информации, связанной с жизнью растений, животных, птиц, насекомых (например, в текстах для аудирования, чтения, в диктантах и упражнениях); - предоставление возможности наблюдать и исследовать природные явления; - проведение экскурсий в зоопарк, зоомагазин и т.п.; - проведение уроков на природе; - возможность интерпретации звуков окружающей среды; - создание прогнозов погоды, описаний природы и погодных условий. Учитывая индивидуальные способности учащихся, можно стимулировать познавательную активность, облегчив восприятие учебной информации, сделать обучение естественным. В конечном итоге, дифференцированный, личностно-ориентированный подход помогает реализовать очень важную задачу: помочь школьнику быть компетентным, дать ему возможность почувствовать себя талантливым, неповторимым. В конечном итоге такой человек, получив установку на успех, веря в свои силы, реализует свой потенциал и станет успешным, счастливым человеком. | |
Просмотров: 915 | Загрузок: 0 | |