Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Русский язык » Русский язык: теория и практика

Дифференциация в обучении
03.02.12, 18:40

Дифференцированный подход

в обучении русскому языку и литературе 

Для успешной реализации личностно-ориентированного обучения необходим дифференцированный подход к каждому ученику. При этом учитываются индивидуальные особенности :  

- уровень учебной подготовки,

- способности учащихся,

- познавательные интересы,

- психофизиологические параметры.

Под психофизиологическими параметрами понимают тип мышления, доминирующий тип восприятия учебной информации, тип темперамента и др. индивидуальные особенности.

         Известный американский учёный Говард Гарднер создал теорию множественных способностей и выделил восемь доминирующих способностей, которые следует учитывать при дифференцированном подходе в обучении:

1) вербально - лингвистическая способность;

2) логико -  математическая;

3) визуально – пространственная;

4) музыкально – ритмическая;

5) кинетическая;

6) межличностная;

7) внутриличностная;

8) натуралистическая.

         Учащиеся с разными способностями требуют разной подачи одного и того же учебного материала в силу разного его восприятия. Рассмотрим основные доминирующие способности

учащихся в связи с оптимальными способами подачи информации.

1) Вербально-лингвистическая способность  проявляется  в повышенной восприимчивости словесной информации: оптимальная форма подачи материала – слова, предложения, формулировки. Учащиеся этого типа легко овладевают навыками чтения, письма, говорения, охотно работают с печатными текстами, без затруднений воспроизводят готовые или составляют собственные высказывания, любят кроссворды, игры со словами, заполняют анкеты, пишут сценарии, работают со словарями, исследуют языковые явления (происхождение слов и выражений и т.п.), выразительно читают вслух и наизусть.

2) Визуально-пространственная способность проявляется в повышенной восприимчивости визуальных объектов, графических изображений, зрительных образов. В соответствии с этим велика роль наглядности, она помогает создать стойкую ассоциативную связь между словами, понятиями и зрительными образами, их сопровождающими.

 Эти учащиеся, как правило, хорошо рисуют.

Целесообразно

-привлекать их к созданию наглядности, иллюстраций, стенгазет, коллажей, схем;

-при их обучении нужно как можно шире использовать показ фото- и видеоматериалов, слайдов, комиксов, репродукций;

- опираться на раличные визуальные средства даже при работе с текстами( сочинение, изложение, диктант, аудирование);

-подкреплять изложение материала опорными схемами и рисунками.

3) Музыкально-ритмическая способность предполагает восприимчивость к музыке, ритму, быстрое запоминание информации, содержащейся в песнях, рифмовках. Даже словесная информация, поданная в музыкальном сопровождении, запомнится лучше, поскольку установится ассоциативная связь вербальной и звуковой информации. Учащиеся этого типа имеют музыкальные таланты, поют, играют на музыкальных инструментах, воспроизводят и сочиняют музыкальные произведения. Оптимальные виды работы:

- прослушивание музыкальных произведений;

- сопровождение музыкой (в качестве фона) других видов работы;

- предоставление возможности интерпретации музыкального

  произведения;

- определение эмоциональной окрашенности музыкального

  произведения, обсуждение настроения музыки;

- подбор и создание музыкальных иллюстраций к увиденному или

  услышанному;

- создание собственных музыкальных произведений;

- участие в музыкальных праздниках и различных мероприятиях.

4) Кинетическая (телесно-двигательная) способность проявляется в способности контролировать движения тела, манипулировать предметами, конструировать их. Учебная информация воспринимается в связи с физической деятельностью. Эти учащиеся охотно занимаются спортом, принимают участие в соревнованиях, эстафетах, спектаклях, пантомиме, конструировании. В общении они успешно используют «язык тела», поскольку тактильные ощущения способны вызывать в памяти образы, языковые явления и желание их воспроизвести.

Полезны следующие виды работы:

- конструирование предметов, макетов, пособий из различных материалов;

- возможность рассматривать, трогать, передавать, размещать предметы (например, для выставки);

- подвижные игры, соревнования;

- пантомимы, инсценировки, спектакли;

- настольные игры (например, пазлы – складывание целого из

 отдельных частей);

- использование компьютера.

5) Логико-математическая способность проявляется в природном умении мыслить логично, видеть причинно-следственные связи явлений, а также в восприимчивости к чётко организованной, в т. ч. цифровой информации. Учащимся с такими способностями присуще алгоритмическое мышление, им легко даются точные науки, они легко справляются с заданиями на классификацию, упорядочение, распределение на категории.

Активизировать этих детей необходимо такими путями:

- задания на установление взаимосвязей, упорядочение, определение последовательности;

- возможность числового кодирования информации ;

- задания на прогнозирование, предвидение событий;

- использование математических игр;

- составление планов, инструкций, алгоритмов;

- сравнение объектов, людей, явлений;

- определение последовательности событий в тексте при чтении,

  аудировании и т.п.;

- работа на компьютере, калькуляторе и т.п.

6) Межличностная способность проявляется в умении понимать эмоциональное состояние, мотивацию других людей, а также в коммуникабельности, доброжелательности, внимательности и восприимчивости информации, полученной в результате общения.

Эти учащиеся общительны, легко устанавливают и поддерживают взаимосвязи с окружающими, обладают лидерскими и организаторскими способностями, с удовольствием выполняют задания, предусматривающие взаимодействие, кооперацию, сотрудничество.

Целесообразны следующие виды работы:

- привлечение к парной, групповой работе;

- использование интерактивных методов;

- дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, групповые

  презентации, работа над проектами;

- ролевые игры, интервью.

7) Внутриличностная способность проявляется в осознании себя как неповторимой личности, в способности к самоанализу, оценке собственных впечатлений, опыта, взглядов, эмоций, а также в чрезвычайно развитом воображении.

Такие учащиеся наиболее успешны в самостоятельной работе, т.к. информацию им легче получать из самостоятельно прочитанных книг и других источников, из собственного опыта.

Больше всего подойдут следующие подходы:

- возможность самостоятельно выбирать задания, уровень их

  сложности, направленность;

- выражение собственной оценки событий, героев, поступков людей;

- обращение к собственному опыту, ведение дневников,

  портфолио, написание автобиографии.

8) Натуралистическая способность проявляется в восприимчивости ко всему, что связано с природой, окружающей средой. Целесообразны следующие пути активизации учащихся:

- предоставление информации, связанной с жизнью растений,

  животных, птиц, насекомых (например, в текстах для

  аудирования, чтения, в диктантах и упражнениях);

- предоставление возможности наблюдать и исследовать

  природные явления;

- проведение экскурсий в зоопарк, зоомагазин и т.п.;

- проведение уроков на природе;

- возможность интерпретации звуков окружающей среды;

- создание прогнозов погоды, описаний природы и погодных условий.

Учитывая индивидуальные способности учащихся, можно стимулировать познавательную активность, облегчив восприятие учебной информации, сделать обучение естественным.

 В конечном итоге, дифференцированный, личностно-ориентированный подход помогает реализовать очень важную задачу: помочь школьнику быть компетентным, дать ему возможность почувствовать себя талантливым, неповторимым.  В конечном итоге такой человек, получив установку на успех, веря в свои силы, реализует свой потенциал  и станет успешным, счастливым человеком.

Категория: Русский язык: теория и практика | Добавил: Натали | Теги: креативность, личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, способности, Талант, индивидуальность, интеллект, творчество, мозг
Просмотров: 958 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1