Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи |
03.02.12, 11:54 | |
Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования УИПК ПРО Жанры сочинений «Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности»[1]. Творчество формирует в учащихся: - потребность в самовыражении, в сопереживании; - чувство слова; - умение переносить и связывать знания из разных областей; - способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями. Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей. Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа». Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения: - вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения; - подчинять своё сочинение определённой идее; - отбирать материал для сочинения; - систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план; - строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров; - правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли; - редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное. Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование. Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение. Сочинение-повествование «Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д. В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др. Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку. Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент. Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы). Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора. Повествование может вестись от первого или от третьего лица. Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида. Существуют следующие виды рассказов: • о случае из жизни автора; • на основе услышанного; • на основе фантастического вымысла; • на основе данного сюжета; • на основе сюжета картины; • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного; • киносценарий на основе рассказа; • сказка на основе рассказа; • рассказ от лица животного; • по данному началу. Сочинение-описание В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания. Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии. Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё. Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное. Структура описания включает: - общее представление о предмете («данное»); - описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»); - отношение автора к описываемому. Различают следующие виды сочинений-описаний: - описание отдельных предметов; - описание человека; - описание животного; - описание помещения; - описание природы; - описание одежды, костюма; - описание действий; - описание общего вида местности; - описание книги; - описание памятника; - описание состояния окружающей среды; - описание картины чего-либо по воображению и памяти. В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д. Сочинение-рассуждение Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору. В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить. Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод. Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы: - различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей; - факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников; - ссылки на литературу (цитирование); - сопоставление фактов; - логические умозаключения и т.д. Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме. Существуют следующие виды сочинений-рассуждений: • рассуждение-ответ на вопрос; • рассуждение на дискуссионную тему; • рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия. В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д. При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи. Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения. Наряду с традиционными жанрами необходимо уделить внимание и работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Это сочинения в жанрах рекламы, дневниковых записей, эссе и письма. Сочинение в жанре рекламы Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»: - информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них; - распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности; - коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке. Требования, которые предъявляются к созданию рекламы: - необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности; - нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы. Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей; - текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие; - в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов; - если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время; - сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него; - материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется; Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами. Памятка составляющему рекламу 1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы. 2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме. 3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство. 4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес. 5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д. 6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы. 7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки. 8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами. 9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей. 10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным. Сочинение в жанре дневниковых записей Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова: 1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день. 2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной). Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут. Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников. Школьники часто ведут дневники
и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет
выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться
сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике. Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи: а) исповедь — самооценка своей деятельности; б) анализ событий дня; в) портретная зарисовка; г) эмоциональное самовыражение; д) рефлексия; е) размышление над увиденным и услышанным. Признаки дневника как жанра: - каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате; - известная отрывочность записей; - зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий; - преобладание самих фактов над их осмыслением; - категоричность и неаргументированность общих оценок; - иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений. Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя; - дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом; - дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность. Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей 1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра. 2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале. 3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти. 4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Сочинение в жанре эссе Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках: 1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п. 2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. 3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора. Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза» аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора. Памятка пишущим эссе 1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам. 2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами. 3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной. 4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции. 5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности. 6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим. Сочинение в жанре письма Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов). Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке. Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XVIII века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова. Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя. С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе. Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду. Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам. Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность. План письма. 1. Дата. 2. Приветствие, обращение. 3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать. 4. Заключение. 5. Подпись. Используемая литература: 1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62. 2. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. – 351. 3. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.
| |
Просмотров: 35631 | Загрузок: 0 | |