Cочинение и его жанры
( по материалам сайта http://gramma.ru/)
Курс литературного образования в средней школе предполагает чтение и
истолкование художественных произведений, овладение необходимыми теоретическими
сведениями из области литературы и русского языка, умение написать сочинение на
предложенную тему и в предложенном жанре.
Сочинение - это
монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему,
которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической или
научной речи: литературно-критической статьи, рецензии, эссе, очерка, дневника,
письма, путешествия и т. д.
В школьной практике традиционно наиболее
распространенными жанрами сочинений являются:
·
литературно-критическая
статья
·
рецензия
·
эссе
·
анализ
поэтического текста
·
сравнительная
характеристика
·
анализ
эпизода
Литературно-критическая
статья
Традиционное "школьное" сочинение больше всего напоминает такой
жанр критики, как литературно-критическая статья, хотя мы привыкли называть его
сочинением-рассуждением. Большинство экзаменационных
и контрольных работ по литературе ориентированы на этот жанр и посвящены одному
из аспектов осмысления произведения, который и обозначен как тема сочинения,
например: "Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в
системе авторских опровержений".
Излишне напоминать, что выбирать нужно
тему, связанную с хорошо знакомым произведением.
Что делать дальше?
1. Найти
"ключевые" слова формулировки (идея, система опровержений)
2. Переформулировать
тему в вопросительную форму, причем может быть сформулирован не один, а
несколько вопросов, например:
- почему идея Раскольникова, с точки зрения автора, требует опровержения?
- как и с какой целью Достоевский выстраивает "систему опровержений"?
- какова его писательская задача в данном случае?
3. Попытаться
найти ответы на вопросы и кратко записать их. Эта запись, соответствующим
образом отредактированная, может стать основой заключительной части сочинения,
например:
- идея героя романа, во всяком случае, наполеоновская ее составляющая -
античеловечна и безбожна, ей "заражены" многие;
- Достоевский, автор идеологического романа, сталкивает своего героя с другими
персонажами, тоже носителями идей: Соней (смирение), Катериной Ивановной
(бунт), Лужиным и Свидригайловым (наполеонизм, вседозволенность), Порфирием
Петровичем ("законное возмездие"), Разумихиным (рационализм);
- важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею,
воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право
имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился
в наши дни..." Ф.И. Тютчев).
4. Отобрать
необходимый для раскрытия темы материал (эпизоды, авторские характеристики
героев, детали портрета, художественные детали, внутренние монологи (у
Достоевского они носят диалогический характер), сны героев и т. д.
5. Составить
план, например:
I). Вступление. Идеи, которые "носятся в
воздухе". Мировоззренческая позиция Достоевского, отразившаяся в романе -
"отчете одного преступления".
II). Основная часть. Идея Раскольникова в системе
авторских опровержений.
1). Теория Раскольникова.
а). Истоки теории - возмущение социальным
неравенством, собственным положением полунищего, участью матери и сестры.
б). "Наполеоны" и "твари
дрожащие".
в). Право "избранных" на
"кровь по совести" и проверка теории "экспериментом".
г). Авторское отношение к теории героя:
признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова.
2). "Система авторских опровержений".
а). Нравственные последствия преступления
(муки совести).
б). Конфликт теории и "живой
жизни" (отчуждение от близких).
в). Система "двойников" главного
героя, высвечивающая разные аспекты его идеи (Лужин и Свидригайлов и роль их
образов в романе).
г). Антиподы Раскольникова (Соня,
Лизавета, Мармеладов, Разумихин, Миколка, Порфирий Петрович)
д). Сны героя и их функция в
"Преступлении и наказании".
III). Заключение. Защита человека и развенчание
индивидуалистической теории - центральные проблемы романа Достоевского.
Важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся
в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся
следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..."). На
реализацию этой задачи ориентирована вся художественная система романа.
6. "Редакторская"
и "корректорская" правка сочинения (работа над исправлением речевых
недочетов, устранение грамматических ошибок, исправление орфографических и
пунктуационных ошибок и т.д.).
7. Проверка.
8. Переписывание
на чистовик.
Проверка.
Рекомендация: прочтите сочинение на данную тему и
проанализируйте его с точки зрения соответствия плану и полноты раскрытия темы.
Напишите самостоятельно сочинение на одну из тем (смотри раздел "Экзамен - Темы сочинений").
Рецензия
В школьной практике одной из самых популярных форм работы по развитию речи
постепенно становится рецензия. Этому жанру сочинения посвящено немало статей в
профессиональных учительских журналах "Русский язык в школе",
"Литература в школе", "Первое сентября. Литература"; на
всех уровнях, от школьного до федерального, написаны десятки рекомендуемых
планов.
Это, несомненно, полезно. И все-таки школьники
по-прежнему затрудняются в написании рецензии. И пишут сочинения-рассуждения.
Или отзывы. В чем тут дело?
Наверное, не в последнюю очередь в том, что зачастую
учитель забывает о главном условии успешного создания
рецензии - личной заинтересованности учащегося в выражении
своего мнения о произведении, чувства по отношению к прочитанному. Если
же это условие проигнорировано (учитель предлагает тему: "Рецензия на
рассказ И.А.Бунина "Темные аллеи", а ученику полюбилась, например,
"Холодная осень"), то теряется смысл всей работы.
Конечно, тема, предполагающая самостоятельный выбор
произведения в качестве предмета "обследования" и звучащая как
"Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу", "…на один из
рассказов…", "…понравившийся рассказ…", выглядит в глазах
ученика несколько привлекательнее, поскольку дает некоторый простор для
выражения чувства. При таком подходе к написанию рецензии опасность появления
некоторого числа заранее подготовленных, "отшлифованных" работ
многократно искупается тем, что только заинтересованность рецензента может
стать залогом неравнодушного отношения, уберечь школьника от натужного
пересказывания чужих мнений, а учителя - от чтения очередного скучного
сочинения.
По словам профессионального рецензента, критика
А. Агеева, "есть в самом жанре что-то, что позволяет
профессионально написанным рецензиям, даже вырванным из газетно-журнального
контекста и помещенным в собрание сочинений, не превращаться в гербарий, а
нести свой контекст в себе". Это качество рецензии прямо вытекает
из "поэтики и прагматики" самого жанра.
И хотя речь здесь идет, конечно, о
профессиональных рецензиях, рекомендации критика вполне
применимы и в школьной практике:
"У рецензии очень простая "прагматика": первичное
структурирование литературного пространства, для чего рецензенту в небольшом
тексте необходимо:
а) дать хотя бы минимальную информацию о литературном
факте;
б) явно или "подводно", "для
себя", соотнести его с другими;
в) выразить свое отношение к нему".
О "прагматике" жанра школьной рецензии много
и подробно говорится и в методической литературе. Повторяться здесь не будем, а
лишь адресуем учителей и учеников к пособиям, где планы, требования, цели и
задачи рецензии представлены достаточно подробно:
Алексеева Т.А. Как научиться
писать сочинение на "отлично". СПб., "Паритет",
2000.; Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших
классах. М., "Просвещение", 1997. Котельникова
А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. № 4.
1997.
Что же касается "поэтики", то, не
претендуя на целостный охват проблемы, напомним учащимся несколько
обстоятельств, касающихся того, как сделать рецензию привлекательной для
читателя (в нашем случае - учителя, экзаменатора) и избежать типичных ошибок.
Начнем с зачина. Он
должен содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем
информации. Однако начинать, что называется, "ab ovo" - например, с
излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный,
замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически
нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья
начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"…
Началу рецензии следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.
Вариантами зачина могут быть цитата из рецензируемого текста; впечатления
рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии "с
текстом в руках" решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения;
наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они
существенны для развития дальнейшей мысли автора.
Не менее важно, чтобы читатель рецензии мог
получить "необходимую и достаточную" информацию о произведении, даже
если это известное произведение известного автора. Литературоведческая этика
требует, чтобы пишущий кратко(!) познакомил читателя с
содержанием текста. От такого краткого пересказа требуются не просто
продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.
Далее нелишне напомнить, что тон и стиль
рецензии должен соответствовать жанру произведения. Нельзя писать о
юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической
фабулой.
Напомним и о том, что рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу
этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста
(риторические вопросы, обращения, использование модели "по моему
мнению" и т. д.). Кроме того, мобильность этого жанра предполагает выбор в
качестве материала для анализа "свежих публикаций". Если же
"предложенные обстоятельства" не допускают свободы выбора текста, то
возможен такой путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные
суждения критиков и предложив свой вариант прочтения произведения.
Эссе
Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение
небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее
индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с
французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует
писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском
существовало слово "exagium" - "взвешивание".
Главная примета эссе как жанра - свободная
композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике
авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в
эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных
предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации -
многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.
Эссе могут быть не только
литературно-критическими (посвященными осмыслению произведений литературы).
Часто встречаются публицистические, философские, историко-биографические,
беллетристические эссе. Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в
литературной критике.
Эссеистический стиль отличается
подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием
разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в
трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе
свободной беседы с читателем, манера изложения.
В русской литературе эссеистический стиль
нашел отражение в произведениях А.И. Герцена ("С того
берега"), Ф.М. Достоевского ("Дневник
писателя") и др. Жанр эссе разрабатывали В. Розанов, И.Ф.
Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и
многие другие. Пример не совсем обычного
эссе - это стихотворение В. Набокова
"Толстой", демонстрирующее, на наш взгляд, все признаки жанра.
Рекомендация: прочитайте ученические сочинения в жанре эссе и
проанализируйте их с точки зрения соответствия жанру.
План анализа
поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
План этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем
случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее
смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части
- вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать,
комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в
большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства
художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция).
Итак…
Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем
привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов,
обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы
читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"?
Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
·
Истолкование: Тема
стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда
может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю",
"Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет
символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема
оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в
широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь,
дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба
поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные
темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее,
странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т.
д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной,
дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения
присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И.
Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
·
Жанр стихотворения:
элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и
другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре
литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со
сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как
правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы
изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,
футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для
этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская
элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно
нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный
новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе
размышления над стихотворением.
·
Композиция. Построение
стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от
начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением
и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
·
Средства художественной
выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы,
ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения,
используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к
фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп
или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного
образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на
вопрос, как создан образ.
·
Звукопись (аллитерация
и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и
интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на
создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
·
Ритм, размер, рифма -
формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие
авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером
поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста),
ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации
стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего
смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный
размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать
различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой,
идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в
тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если
речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых,
помните: то или иное слово, значение которого вам кажется
"прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения
новое, не свойственное ему значение.
Оценка: Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете
сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни
(миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)?
Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет
ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Сравнительная характеристика
Сравнительная характеристика - один из самых
популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути это сочинение-рассуждение,
основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны
"парами":
Онегин - Ленский,
Онегин - Татьяна,
Онегин - автор,
Печорин - Грушницкий,
Базаров - Аркадий Кирсанов,
Базаров - Павел Петрович
Кирсанов,
Пьер - Андрей,
Кутузов - Наполеон и т. д.
Сравнительная характеристика часто помогает
нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому
сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не
сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого
понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то
остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть
не может.
Формулировки тем могут быть достаточно
традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова
"Обломов"), а могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и
Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и
дети"). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее
композицию такого сочинения - союз "и".
Сравнительную характеристику ни в коем
случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о
другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя
должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных)
ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова
похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и
непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает автор прекрасной
статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература".
Приложение к журналу "Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).
Разделив сравнение на серию более мелких
сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая
наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим,
сравниваем:
- первое появление героя
- портрет
- окружающую жизненную
обстановку
- отношение с близкими ему
людьми, с социумом
- поведение в сходных
ситуациях
- авторское отношение к герою
и т. д.
Вот, кстати, и план-схема вашего
сочинения.
Анализ текста, штрихов к портрету,
"говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите
особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор
изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности
лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном
произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов
появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально
сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно
найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит
нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая
различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой
обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое
различие.
Так, размышляя над образам такого
энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он
счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу
моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже на
"облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и
куда не долетают тревоги окружающего мира!
А теперь скажите, похожи ли Обломов и его
слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам
автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов, чем сам Илья
Ильич… Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в
начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что
главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная"
композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно
(т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та
конкретная "пара", с которой вы работаете.
Сравнивая, обращайте внимание на то,
главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои
в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа, т. е.
то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного
произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются
внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и
абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?). Казалось бы, такой
неинтересный - на фоне яркого Печорина - Грушницкий в повести "Княжна
Мери" проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до
подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть
человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: "Я себя
презираю, а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!.." По накалу
чувств (и читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент
местами, но как дорого заплатил за это Грушницкий...
Завершая свое сочинение, не забудьте о
главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое
исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
Анализ эпизода
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным
произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это
ещё и вид школьного сочинения, который я отнесла бы к одному из самых трудных.
Слишком много задач падает на плечи школьника, когда учитель ставит перед ним
задачу - проанализировать эпизод.
Какие это задачи?
Необходимо
·
установить границы эпизода;
·
определить основное содержание эпизода и то,
какие персонажи в нем участвуют;
·
проследить смену настроений, чувств героев,
авторскую мотивировку их поступков;
·
рассмотреть композиционные особенности эпизода,
его сюжет;
·
проследить логику развития авторской мысли;
·
отметить художественные средства, которые
создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;
·
показать роль этого эпизода в произведении, то,
как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского
замысла.
Последняя из перечисленных задач
является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий
идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность - замена анализа
пересказом эпизода!
Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение,
требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда
начинается со слова "роль": "Роль первого сна Раскольникова в
романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Роль
диалогов-споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Но тема,
естественно, может быть сформулирована и по-другому. Для полного и достаточного
раскрытия такой темы вам важно увидеть, что формулировка требует анализа одного
или нескольких эпизодов произведения. Анализ - метод исследования, состоящий в
расчленении целого на составные элементы (Словарь русского языка в 4-х томах,
М., "Русский язык", 1981). Следовательно, анализ эпизода в
литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли,
значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше - и в
науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то,
во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе
наблюдений.) Сочинение, в основе которого лежит анализ эпизода художественного
произведения, предлагается вашему вниманию в разделе "Примеры
сочинений".
|