Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи

Виды сочинений
[ Скачать с сервера (87.0 Kb) ] 26.10.12, 23:41

                      Cочинение и его жанры

( по материалам сайта http://gramma.ru/)

 

Курс литературного образования в средней школе предполагает чтение и истолкование художественных произведений, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, умение написать сочинение на предложенную тему и в предложенном жанре.
      Сочинение - это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической или научной речи: литературно-критической статьи, рецензии, эссе, очерка, дневника, письма, путешествия и т. д.
      В школьной практике традиционно наиболее распространенными жанрами сочинений являются:

·         литературно-критическая статья   

·         рецензия   

·         эссе  

·         анализ поэтического текста  

·         сравнительная характеристика  

·         анализ эпизода  

Литературно-критическая статья

Традиционное "школьное" сочинение больше всего напоминает такой жанр критики, как литературно-критическая статья, хотя мы привыкли называть его сочинением-рассуждением. Большинство экзаменационных и контрольных работ по литературе ориентированы на этот жанр и посвящены одному из аспектов осмысления произведения, который и обозначен как тема сочинения, например: "Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений".
      Излишне напоминать, что выбирать нужно тему, связанную с хорошо знакомым произведением.
      Что делать дальше?

1.      Найти "ключевые" слова формулировки (идея, система опровержений)

2.      Переформулировать тему в вопросительную форму, причем может быть сформулирован не один, а несколько вопросов, например:
- почему идея Раскольникова, с точки зрения автора, требует опровержения?
- как и с какой целью Достоевский выстраивает "систему опровержений"?
- какова его писательская задача в данном случае?

3.      Попытаться найти ответы на вопросы и кратко записать их. Эта запись, соответствующим образом отредактированная, может стать основой заключительной части сочинения, например:
- идея героя романа, во всяком случае, наполеоновская ее составляющая - античеловечна и безбожна, ей "заражены" многие;
- Достоевский, автор идеологического романа, сталкивает своего героя с другими персонажами, тоже носителями идей: Соней (смирение), Катериной Ивановной (бунт), Лужиным и Свидригайловым (наполеонизм, вседозволенность), Порфирием Петровичем ("законное возмездие"), Разумихиным (рационализм);
- важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..." Ф.И. Тютчев).

4.      Отобрать необходимый для раскрытия темы материал (эпизоды, авторские характеристики героев, детали портрета, художественные детали, внутренние монологи (у Достоевского они носят диалогический характер), сны героев и т. д.

5.      Составить план, например:
I). Вступление. Идеи, которые "носятся в воздухе". Мировоззренческая позиция Достоевского, отразившаяся в романе - "отчете одного преступления".
II). Основная часть. Идея Раскольникова в системе авторских опровержений.
    1). Теория Раскольникова.
       а). Истоки теории - возмущение социальным неравенством, собственным положением полунищего, участью матери и сестры.
       б). "Наполеоны" и "твари дрожащие".
       в). Право "избранных" на "кровь по совести" и проверка теории "экспериментом".
       г). Авторское отношение к теории героя: признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова.
    2). "Система авторских опровержений".
       а). Нравственные последствия преступления (муки совести).
       б). Конфликт теории и "живой жизни" (отчуждение от близких).
       в). Система "двойников" главного героя, высвечивающая разные аспекты его идеи (Лужин и Свидригайлов и роль их образов в романе).
       г). Антиподы Раскольникова (Соня, Лизавета, Мармеладов, Разумихин, Миколка, Порфирий Петрович)
       д). Сны героя и их функция в "Преступлении и наказании".
III). Заключение. Защита человека и развенчание индивидуалистической теории - центральные проблемы романа Достоевского. Важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..."). На реализацию этой задачи ориентирована вся художественная система романа.

6.      "Редакторская" и "корректорская" правка сочинения (работа над исправлением речевых недочетов, устранение грамматических ошибок, исправление орфографических и пунктуационных ошибок и т.д.).

7.      Проверка.

8.      Переписывание на чистовик.

Проверка.

Рекомендация: прочтите сочинение на данную тему и проанализируйте его с точки зрения соответствия плану и полноты раскрытия темы.
Напишите самостоятельно сочинение на одну из тем (смотри раздел "Экзамен - Темы сочинений").

                              Рецензия

В школьной практике одной из самых популярных форм работы по развитию речи постепенно становится рецензия. Этому жанру сочинения посвящено немало статей в профессиональных учительских журналах "Русский язык в школе", "Литература в школе", "Первое сентября. Литература"; на всех уровнях, от школьного до федерального, написаны десятки рекомендуемых планов.
     Это, несомненно, полезно. И все-таки школьники по-прежнему затрудняются в написании рецензии. И пишут сочинения-рассуждения. Или отзывы. В чем тут дело?
     Наверное, не в последнюю очередь в том, что зачастую учитель забывает о главном условии успешного создания рецензии - личной заинтересованности учащегося в выражении своего мнения о произведении, чувства по отношению к прочитанному. Если же это условие проигнорировано (учитель предлагает тему: "Рецензия на рассказ И.А.Бунина "Темные аллеи", а ученику полюбилась, например, "Холодная осень"), то теряется смысл всей работы.
     Конечно, тема, предполагающая самостоятельный выбор произведения в качестве предмета "обследования" и звучащая как "Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу", "…на один из рассказов…", "…понравившийся рассказ…", выглядит в глазах ученика несколько привлекательнее, поскольку дает некоторый простор для выражения чувства. При таком подходе к написанию рецензии опасность появления некоторого числа заранее подготовленных, "отшлифованных" работ многократно искупается тем, что только заинтересованность рецензента может стать залогом неравнодушного отношения, уберечь школьника от натужного пересказывания чужих мнений, а учителя - от чтения очередного скучного сочинения.
      По словам профессионального рецензента, критика А. Агеева, "есть в самом жанре что-то, что позволяет профессионально написанным рецензиям, даже вырванным из газетно-журнального контекста и помещенным в собрание сочинений, не превращаться в гербарий, а нести свой контекст в себе". Это качество рецензии прямо вытекает из "поэтики и прагматики" самого жанра.
      И хотя речь здесь идет, конечно, о профессиональных рецензиях, рекомендации критика вполне применимы и в школьной практике:
"У рецензии очень простая "прагматика": первичное структурирование литературного пространства, для чего рецензенту в небольшом тексте необходимо:
     а) дать хотя бы минимальную информацию о литературном факте;
     б) явно или "подводно", "для себя", соотнести его с другими;
     в) выразить свое отношение к нему".

     О "прагматике" жанра школьной рецензии много и подробно говорится и в методической литературе. Повторяться здесь не будем, а лишь адресуем учителей и учеников к пособиям, где планы, требования, цели и задачи рецензии представлены достаточно подробно:
      Алексеева Т.А. Как научиться писать сочинение на "отлично". СПб., "Паритет", 2000.; Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., "Просвещение", 1997. Котельникова А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. № 4. 1997.
      Что же касается "поэтики", то, не претендуя на целостный охват проблемы, напомним учащимся несколько обстоятельств, касающихся того, как сделать рецензию привлекательной для читателя (в нашем случае - учителя, экзаменатора) и избежать типичных ошибок.

     Начнем с зачина. Он должен содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации. Однако начинать, что называется, "ab ovo" - например, с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"… Началу рецензии следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным. Вариантами зачина могут быть цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии "с текстом в руках" решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
      Не менее важно, чтобы читатель рецензии мог получить "необходимую и достаточную" информацию о произведении, даже если это известное произведение известного автора. Литературоведческая этика требует, чтобы пишущий кратко(!) познакомил читателя с содержанием текста. От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.
      Далее нелишне напомнить, что тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Нельзя писать о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической фабулой.
      Напомним и о том, что рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (риторические вопросы, обращения, использование модели "по моему мнению" и т. д.). Кроме того, мобильность этого жанра предполагает выбор в качестве материала для анализа "свежих публикаций". Если же "предложенные обстоятельства" не допускают свободы выбора текста, то возможен такой путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант прочтения произведения.

                                 Эссе

Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском существовало слово "exagium" - "взвешивание".
      Главная примета эссе как жанра - свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.
      Эссе могут быть не только литературно-критическими (посвященными осмыслению произведений литературы). Часто встречаются публицистические, философские, историко-биографические, беллетристические эссе. Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.
      Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.
      В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена ("С того берега"), Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя") и др. Жанр эссе разрабатывали В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие.       Пример не совсем обычного эссе - это стихотворение В. Набокова "Толстой", демонстрирующее, на наш взгляд, все признаки жанра.

Рекомендация: прочитайте ученические сочинения в жанре эссе и проанализируйте их с точки зрения соответствия жанру.

 

План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)

План этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…

Восприятие:  Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?

·         Истолкование: Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

·         Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.

·         Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

·         Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

·         Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).

·         Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.

Оценка: Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика - один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
      Многие герои в русской литературе даны "парами":

        Онегин - Ленский,
        Онегин - Татьяна,
        Онегин - автор,
        Печорин - Грушницкий,
        Базаров - Аркадий Кирсанов,
        Базаров - Павел Петрович Кирсанов,
        Пьер - Андрей,
        Кутузов - Наполеон и т. д.

      Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.
      Формулировки тем могут быть достаточно традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова "Обломов"), а могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения - союз "и".
      Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает автор прекрасной статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература". Приложение к журналу "Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).
      Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим, сравниваем:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

      Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.
      Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.
      Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже на "облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!
      А теперь скажите, похожи ли Обломов и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов, чем сам Илья Ильич… Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.
      Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.
      Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?). Казалось бы, такой неинтересный - на фоне яркого Печорина - Грушницкий в повести "Княжна Мери" проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: "Я себя презираю, а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!.." По накалу чувств (и читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент местами, но как дорого заплатил за это Грушницкий...
       Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Анализ эпизода

 

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который я отнесла бы к одному из самых трудных. Слишком много задач падает на плечи школьника, когда учитель ставит перед ним задачу - проанализировать эпизод.
      Какие это задачи?
      Необходимо

·         установить границы эпизода;

·         определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

·         проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

·         рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

·         проследить логику развития авторской мысли;

·         отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

·         показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

      Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
      Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!
      Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова "роль": "Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Но тема, естественно, может быть сформулирована и по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы вам важно увидеть, что формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения. Анализ - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы (Словарь русского языка в 4-х томах, М., "Русский язык", 1981). Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше - и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.) Сочинение, в основе которого лежит анализ эпизода художественного произведения, предлагается вашему вниманию в разделе "Примеры сочинений".

Категория: Развитие речи | Добавил: Натали | Теги: сочинение, жанры сочинений
Просмотров: 2121 | Загрузок: 129 | Рейтинг: 5.0/1