Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи

Как писать сочинение-рассуждение и сочинение-рассказ
03.02.12, 14:10

Рассуждение

      В VII классе продолжается обучение рассуждению на дискуссионные темы.

      В рассуждениях, которые писали дети в V и VI классах, они пользовались так называемыми прямыми доказательствами, т. е. такими доводами, которые непосредственно обосновывали справедливость выдвинутого тезиса: «Моряком быть хорошо, потому что...»; «Я считаю, что Миша поступил правильно, так как...» и пр.

      Рассуждения на дискуссионные темы дают возможность познакомить учащихся с новым для них способом доказательства — «обратным» доказательством, доказательством от противного. С подобным способом доказательства учащиеся встречаются в курсе геометрии. В этом случае для доказательства приводится положение, противоположное доказываемому. Это положение развивается для того, чтобы стала очевидной его абсурдность. А если оно несостоятельно, абсурдно, значит, истинно другое утверждение, которое и доказывает автор.

      Умения, приобретенные учащимися в процессе работы над сочинениями-рассуждениями на дискуссионные темы, имеют большое значение для их дальнейшей самостоятельной деятельности. Практическое участие в производстве материальных ценностей и в общественной жизни невозможно без умения вести спор, доказывать справедливость своих суждений или убедительно и тактично опровергать противоположные суждения. Воспитание этих умений и является целью обучения рассуждению на дискуссионные темы.

      Учебник дает возможность провести следующую работу над сочинениями-рассуждениями:

      1. Закрепление приобретенных ранее умений. Анализ текстов, представляющих собой рассуждения.
      2. Знакомство с «обратным» доказательством в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему.
        

Знакомство с «обратным» доказательством
в рассуждении на дискуссионную тему

      Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об особенностях сочинений-рассуждений; 2) познакомить учащихся с приемом доказательства от противного; 3) подготовить учащихся к самостоятельной работе (к сочинению — упр. 343 или к сжатому изложению с дополнительным заданием).

      1. Проверка домашнего задания. Повторение. Запись в форме свободного диктанта (упр. 21, с. 11).

      Этот отрывок-рассуждение, в котором ученики выделяют тезис («Издаваемые нами звуки — это звуки речи»), доказательства и вывод («Значит, для человеческой речи важны...»).

      2. Сообщение целей урока. Знакомство с «обратным» доказательством. Учитель предлагает найти в учебнике геометрии теорему-рассуждение на научную тему. Строится это рассуждение как любое другое; в нем есть тезис, то, что утверждается, сама теорема; доказательства и вывод. Рассмотрим последние две части: какими словами начинается доказательство? («Допустим противное».) А именно? («Прямые а и б не параллельны».) Как развивается дальше это предположение, допущение? («Это значит, что...») Это развертывание доказательств приводит к абсурду: делается ясным, что «допущение невозможно» (по аксиоме параллельных). Отсюда вывод: «Значит, допущение неверно, и потому а || б». Вывод введен словом значит.

      При доказательстве этой теоремы был использован не прямой, а обратный способ доказательства, иногда его называют доказательством от противного. Найдем еще такого же типа доказательство. Какими словами оно вводится? Какие языковые средства используются при переходе к выводу? «Предположим противоположное тому, что требуется доказать, т. е. что...», «что противоречит условию...», «следовательно, предложение о... неверно». «Значит, более...» Такого типа доказательства используются и в рассуждениях на жизненные темы. При этом, в отличие от геометрических доказательств, нередко ставится задача не только доказать правильность какого-либо суждения, но и воздействовать на чувства своих читателей (слушателей). Поэтому используются иные языковые средства.

      Проведенная работа позволяет возобновить в памяти учащихся сведения об особенностях сочинений-рассуждений и уже знакомую детям схему композиции сочинения-рассуждения, в которую вносятся необходимые коррективы.

 

      3. Упражнения в использовании приема доказательства от противного.

      Учитель записывает на доске одну-две темы, например: «Что важнее в учебе — трудолюбие или способности?», «Верно ли, что главное для спортсмена — это вежливость?». Ученики должны дать устно или письменно ответ на поставленный в теме вопрос. Так, на вопрос первой темы ученики могут дать такие ответы: 1) важнее трудолюбие; 2) важнее способности; 3) одинаково важно и то и другое. Учитель установит, как его ученики собираются ответить на дискуссионный вопрос, затем предложит каждому обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательство. Какими словами может оно начинаться? Допустим, что... Предположим противное... Если бы... Представим, что... и т. д. (Желательно записать эти выражения на доске.)

      Два-три доказательства (различных по содержанию) обсуждаются. Например:

      1. Я считаю, что важнее в учебе — трудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее — способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный, и правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, трудолюбие важнее.
      2. Мое мнение: важнее всего в учебе — способности.
      Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые ученики учились бы на «4» и «5». И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше «3» не получаю. (В данном случае предположение введено с помощью союза если.)

      Обсуждая подобные доказательства, учитель обращает внимание на их развернутость, убедительность, логичность, речевое оформление. Приведенные выше доказательства, построенные на анализе своего школьного опыта, убедительны, хотя второе из них больше доказывает выдвинутый тезис, что в учебе важны и трудолюбие, и способности.

      В целях подготовки к сочинению о спортсменах, а также для тренировки учащихся в умении строить доказательства (в том числе и обратные) можно использовать упражнения на редактирование. Так, разбирая недостатки сочинения, учитель предложит привести пример, соответствующий тезису («грубиянов в команду не берем») и иллюстрирующий грубое поведение игроков во время игры в ручной мяч (именно грубость, а не разболтанность), а затем пусть ученики воспользуются обратным доказательством: предположим (допустим) противное, что команда состояла бы сплошь из грубиянов (или что в команде завелся хотя бы один грубиян и т. п.).

      4. Работа учащихся над сочинением (упр. 343).

      Ученики знакомятся с текстом упражнения и с темой рассуждения «Правильно ли, что чтение — роскошь?». Затем учитель предлагает подумать над тем, как можно начать это сочинение? (С прямого ответа на вопрос; с мнения одного из героев романа И. А. Гончарова — именно оно приведено в тексте упражнения; с «выдуманного» диалога о пользе чтения между ребятами и т. д.)

      Во всех случаях, подчеркнет учитель, важно: 1) определить основную мысль (тезис) своего рассуждения; 2) подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования; 3) подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен). Главное — уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме (не только обратные — от противного). «Что же это могут быть за доказательства?» — спросит учитель. (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.) Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

      Вместо этого сочинения учитель может предложить другое, более актуальное по тематике для данного конкретного коллектива, например: «Может ли жадный человек быть хорошим товарищем?», «Можно ли человека, не умеющего грамотно говорить и писать, считать образованным?», «Живой как жизнь (о русском языке)» (упр. 6), «Большой красивый человек — как я его себе представляю» (упр. 358), «Прозвища опасны или не опасны?» (упр217).

      На основе этих сочинений может быть выпущена стенная газета, если учитель предложит актуальную для класса тему и ученикам полезно будет узнать мнение друг друга. Назначенная учителем редколлегия отберет самые интересные сочинения или отрывки из них, заменит невыразительные заголовки яркими, броскими и подведет итоги (от редакции), если в этом будет необходимость. Таким образом, работа над рассуждениями дискуссионного характера может научить школьников быстро, оперативно выпускать бюллетени, стенгазеты, откликаться на темы, злободневные для классного коллектива.
        

Сжатое изложение с дополнительным заданием

      1. Сообщение задачи предстоящего изложения: изложить сжато исходный текст, высказать свою точку зрения по поставленному вопросу, мотивировать ее.

      2. Чтение текста и его анализ.

      Для изложения может быть использован следующий отрывок «Мечта и дело» (по Ю. Яковлеву).

Есть два рода мечтателей

      Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают, но рассуждают так: «Мы пока еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. Подождем. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим».
      У других — мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастем? Разве и сейчас не найдется для нас настоящих дел? Не хотим сидеть сложа руки!» Эти мечтатели с малых лет готовят себя к большим делам.

      Учитель читает текст, затем выясняется: что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей (и те и другие мечтают о больших делах). Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно (ведь нужно сжато изложить текст). Чем различаются их рассуждения? Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?» (Например: «Так говорит (пишет) Ю. Яковлев о юных мечтателях. Я считаю (убежден, уверен), что...») Можно ли использовать «обратное» доказательство? (Да. Например, предположим, что правы первые мечтатели: они действительно малы и еще не могут сделать ничего замечательного. И вот настанет время...)

      Говоря о возможности использовать доказательство от противного, учитель подчеркнет желательность (но необязательность) применения этого способа доказательства. Важен не способ аргументации, а ее убедительность. «Хорошо будет,— скажет учитель,— если в заключение вы сумеете сделать из этого рассуждения какие-то выводы для себя».

      3. Работа учащихся над изложением (в классе или дома).
        

«Вымышленные» рассказы

      В соответствии с программой семиклассники специально работают над так называемыми «вымышленными», выдуманными рассказами, которые имеют особое значение для развития творческих способностей учащихся. В этих рассказах выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о каком-либо конкретном случае из жизни автора, а также в рассказах на основе услышанного. Конечно, «вымышленные» рассказы также строятся на событиях реальной действительности, но автор здесь, опираясь на свой личный опыт, «домысливает» то, что могло бы случиться при определенных обстоятельствах. Поэтому важно предлагать для создания вымышленных рассказов — особенно на первых порах — такие сюжеты (в широком смысле этого слова), где герои (например, дети) действовали бы в знакомых, понятных, близких для семиклассников обстоятельствах.

      «Вымышленные» рассказы различны по своей сложности. Наиболее простыми можно считать рассказы по сюжетной картине (рисункам), по началу и по сюжетной схеме, так как в них подсказывается, в каком направлении следует развернуть рассказ. Эти виды «вымышленных» рассказов и включены в учебник VII класса.

      1. Рассказ на основе изображенного. Сочинение по картине.
      2. Рассказ по началу и по рисунку.
      3. Рассказ по сюжетной схеме.
        

Рассказ по сюжетной схеме

      Сюжетная схема подсказывает линию развития действия, но это все же лишь схема, а не рассказ. Чтобы получился живой рассказ, нужно «нарисовать» героев и место действия, ввести подробности, которые позволили бы читателю ярче представить происшедшее. Что именно следует развернуть и как, нужно решить, уяснив прежде всего основную мысль рассказа. Необходимо показать детям процесс переделки (развития, развертывания) предложенного сюжета в рассказ. Этому посвящается специальный урок.

      Цели урока: 1) повторить сведения о построении (композиции) рассказа; 2) подготовить учащихся к самостоятельной работе над рассказом аналогичного типа (упр. 402).

      1. Повторение изученного: объяснить в записанном под диктовку тексте знаки препинания (при диалоге) и правописание частиц.

      — Не трогай птицу, она же живая,— сказал Витя.
      — А мне как-то все равно,— ехидно ответил Петька.
      Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:
      — Давай меняться.
      — А на что?
      — Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.
      — Вот это другое дело.

      2. Сообщение основной цели урока.

      Беседа по вопросам:
      Какие рассказы мы с вами писали?
      Какие из них вам запомнились? Чем?
      Что вы знаете о построении рассказа?

      3. Чтение и анализ текста сюжетной схемы рассказа (текст заблаговременно записывается на доске), например:

Чтоб людям было веселее

      Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселее было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.
      И мы принялись за работу. Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.
      Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.

      Беседа по вопросам:

      — Можно ли прочитанный текст назвать рассказом?
      — Нет, это только сообщение о фактах, канва, костяк, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо «нарисовать» людей, их поступки — читатель должен «увидеть» все то, о чем написано.
      — Понятна ли основная мысль рассказа?
      — Да. Она подчеркнута в названии «Чтоб людям было веселее». Две девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улице.
      — Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко довести до читателя основную мысль?
      — Можно немного описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди.
      — Обязательно надо писать, как сажали цветы. В схеме сказано только «принялись за работу». И еще надо описать всходы и цветы, когда они выросли и расцвели.
      — Правильно. Это последнее описание будет особенно важно для того, чтобы мы, читатели, убедились, что людям стало веселее.
      — Какая часть текста может быть передана в форме диалога?
      — 1) Разговор девочек: одна предлагает посадить цветы, другая сомневается, но первой все же удается убедить подругу. Введение этого диалога не только оживит рассказ, но и позволит более ярко охарактеризовать одну из девочек — Люсю, ее активность, умение убеждать и действовать; 2) возможный разговор людей у колодца, которые «любовались цветами». Этот диалог может показать, чем любовались люди, глядя на цветы, что они думают о героях этой истории (например, об их стремлении сделать хорошее дело и желании приносить людям радость).

      4. Создание письменного варианта рассказа. В целях экономии времени учитель предлагает для переработки отдельным группам учащихся (например, по рядам) разные части рассказа (одну из трех). Затем выполненные работы обсуждаются, выделяются лучшие — с точки зрения раскрытия основной мысли рассказа, его речевого оформления, «живописности».

      5. Задание на дом: упр. 402.

      Анализ текста упражнения: как можно озаглавить рассказ? («Благородный поступок», «Доброе дело» и др.) Какие части этой сюжетной схемы следует развернуть, чтобы ярче «нарисовать» описанный случай? (Надо описать ножик, чтобы показать, что Вите не просто было отказаться от него. Желательно описать снегиря, замученного Петькой, можно ввести диалог (разговор мальчиков об обмене), который позволит охарактеризовать героев.)

      Для самостоятельной работы можно предложить также одну из сюжетных схем, данных в упр. 203, 232.

      К уроку анализа.

      При анализе проведенных учителем работ полезно прочитать 1–2 рассказа и те отрывки из сочинений, в которых особенно удачно произошло «развертывание» схемы в рассказ, например:

В сюжетной схеме В сочинениях учеников

      Папа подарил Вите ножик. Чего только...

      1. Это была чудесная вещица с рукояткой светло-зеленого цвета, похожей на малахит. Три лезвия сверкали. Отец наточил их на камне, и ножик стал еще красивее!
      2. Витя давно хотел иметь такой нож. На перламутровой ручке была вырезана тройка лошадей. В острых зеркальных лезвиях отражались лучи солнца. (Эти описания заставляют нас «увидеть» ножик и поверить в то, что он замечательный.)

      Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик!

      1. Витя дорожил подарком отца. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик: и фонари, и альбомы, и даже живого котенка!
      2. — Витька, давай меняться,— предложил Костя, соседский мальчишка.
      — Не хочу,— отказался Витька.
      — У меня знаешь что есть?
      — Что?
      — Индийские марки. Целых 10 штук.
      — Не нужны мне твои марки,— сказал Витя.
      — Тогда возьми мою коллекцию бабочек.
      — Отстань. Мне ножик нужен, а не бабочки. Понимаешь?
      (Введенные в эту часть подробности убеждают, что Витя очень дорожил ножиком.)

      В школе Витя увидел в руках Петьки Рогача снегиря.

      1. Бедный снегирь был взъерошен. Он задыхался, клювик его был беспомощно открыт.
      2. Птица, раскрыв клюв, тяжело дышала.
      На ножке были видны следы от нитки. Глаза снегиря смотрели тоскливо и устало.
      (Эти описания помогают понять, почему Витя решил выручить птицу немедленно.)

      Витя отдал Петьке ножик, и мена состоялась.

      Тут Витя не выдержал и подошел к Пете:
      — Зачем ты мучишь птицу? Отпусти ее сейчас же,— строго сказал Витя.
      — А тебе какое дело? Не твоя птица и не лезь,— дерзко ответил Петька.
      — Не хочешь отпускать, давай меняться.
      — На что? Такого хорошего снегиря на ерунду не выменяю. И т. п.
      (Этот диалог характеризует мальчиков — доброту одного и жадность другого.)

      Такой анализ позволит показать, что введение подробностей в рассказ тогда оправдано, когда оно помогает глубже, полнее, ярче раскрыть основную мысль рассказа.

      Дома ученики совершенствуют написанное в соответствии с замечаниями, которые учитель сделает при проверке.

Категория: Развитие речи | Добавил: Натали
Просмотров: 17856 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/5