Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи

Как писать сочинение-описание действий
03.02.12, 14:12

Описание действий

      К данному виду ученических высказываний мы относим описания действий, которые производят люди, когда они выполняют какую-либо работу, занимаются каким-то делом, спортом.

      Работая над портретом, ученики уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело. Конечно, и в этом случае совсем не исключается возможность через описание того, как человек работает или что-то делает, охарактеризовать самого человека. Но в этих описаниях возможны другие задачи, другие замыслы.

      Работа над описанием действий развивает у детей наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса, обогащает речь. Кроме того, знакомство с трудовыми действиями опытных, умелых мастеров способствует воспитанию чувства уважения к труду.

      Как и другие виды описаний, описание действий может быть деловым (научным) и художественным. В деловом описании главное — полное и исчерпывающее описание всех элементов процесса. Задача делового описания заключается в том, чтобы читатель получил точное представление о характере и особенностях процесса и на основании данного описания сам смог выполнить работу. Поэтому деловые описания во многих случаях носят характер советов или инструкций (см., например, упр. 374). Художественное описание действий преследует иные цели. Задача художественного описания — «нарисовать» картину, воздействовать на чувства читателя, создать у него определенное настроение. В художественном описании действий автор останавливается только на тех деталях, которые служат реализации его замысла.

      Описания действий различны по своей сложности. Меньше затрудняет учеников описание знакомых автору действий; значительно сложнее описания действий и процессов, требующих проведения специальных наблюдений.

      Учебник проводит учеников через определенную систему упражнений:

      1. Анализ текстов, представляющих описание действий. Накопление словаря на тему «Игра, занятие, спорт».
      2. Описание поз, действий (людей), изображенных на картине. Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
      3. Роль описания действий в повествовании. Изложение.
      4. Описание действий по наблюдениям. Сочинение.
      5. Закрепление умения.
        

Описание действий (людей), изображенных на картине

      Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь» (упр. 187).

      Этому уроку предшествует работа по накоплению словаря на тему «Футбол», начало которой может быть связано с выполнением упр. 166, 180, 185, 186 (в разделе «Деепричастия»).

      В тетрадях по развитию речи ученики записывают (начиная с упр. 166) материал к будущему сочинению (упр. 187), о котором учитель также сразу предупредит учеников.

      В процессе изучения «Деепричастий» и «Наречий» у учащихся возникает такой, например, словарь:

Позы играющих и их действия

      Отставив ногу назад, слегка согнувшись, разыграв комбинацию, живо реагируя, прикрыв ворота, внезапно притормаживая, меняя направление, резко рванувшись с места, подхватив мяч, получив пас на выход, забив гол, завладев мячом; атаковать ворота, начиная длинный разбег и др.

 

Синонимы

      Броситься
      кинуться
      метнуться
      устремиться
      ***
      Быстрый
      торопливый
      стремительный
      проворный
      ***
      Внимательно
      сосредоточенно

      Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об описании; 2) закрепить умение учащихся пользоваться деепричастиями и наречиями в своей речи; 3) подготовить учащихся к рассказу по картине (упр. 187).

      1. Проверка домашнего задания. Так как картина С. А. Григорьева доступна по своему содержанию для семиклассников, которые уже владеют некоторыми знаниями и умениями искусствоведческого характера, желательно предложить часть задания упр. 187 на дом, а именно: составить и записать материал к описанию картины, руководствуясь рекомендациями, данными в упражнении. Если работа будет организована так (а это важно для развития самостоятельности учащихся), то проверке выполненного учениками задания следует уделить серьезное внимание. Вначале один-два ученика прочтут свои записи, сделанные дома. Затем учитель уделит внимание анализу того, что менее всего удалось детям, а также того, что имеет особое значение для раскрытия замысла художника. Учитель подчеркнет, что пейзаж в этой картине (теплый осенний день, виднеющиеся вдали дома, стройки, пустырь),— фон, на котором изображены дети. Этот пейзаж, написанный «легко и свободно», подчинен главному — рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол*.

      Внимание учащихся обращается на футбольное поле и спортсменов. В данном случае необходимо отметить умение художника немногими деталями сказать о многом. Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они «соорудили», возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов. Главный герой — долговязый, белобрысый вратарь одет «под» настоящего спортсмена. Он спустил чулки, надел свитер и кожаные перчатки, перевязал колено. В такой же неспортивной форме в лыжном костюме малыш, стоящий за воротами,— ему очень хочется приобщиться к игре, в которую его еще не принимают. Где же происходит игра? Какой момент игры в футбол изобразил художник? — это вопросы, обсуждаемые в классе. Любопытно, что художник не изобразил на своем полотне самого футбольного состязания, но мы понимаем, что там, куда смотрит вратарь и все зрители, сейчас острое положение: может быть, секунда, другая — и мяч полетит в сторону ворот.

      И наконец вопрос, касающийся зрителей, болельщиков. Все они смотрят в одну сторону — вправо, но реагируют на происходящее по-разному: и взгляды, и позы их различны. Сильнее всего захвачен игрой мальчик в темно-зеленом костюме. Девочки спокойнее наблюдают за футбольной схваткой, но тоже очень внимательно, не отрывая глаз от игры (особенно первая, в пальто с капюшоном).

      Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), также всецело захвачен футбольной схваткой: смотрит, вытянув голову, забыв о книге и т. д.

      В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек и т. п. Если в этом есть необходимость, учитель записывает подобные слова на доске.

      В результате ученики вносят дополнения и изменения в свои заготовки (пользуясь также своими словариками).

      2. Составление плана описания картины. Вначале ученики называют основные подтемы рассказа, например: 1) место и время действия; 2) спортсмены; 3) зрители; 4) художник и его картина. Учитель подчеркивает условность названной ими последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. д. После этого учитель предлагает превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. Обсуждается каждая формулировка. Например, место и время действия: как сказать более точно, стараясь отразить замысел художника? («На пустыре в теплый осенний день» или «На окраине города в начале осени».)

      В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

      1) За домом в погожий осенний день.
      2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
      3) Зрители «болеют» по-разному.
      4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

      Аналогичная работа может быть проведена по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». К этому сочинению тематически примыкает репортаж на спортивные темы, с которым учитель может познакомить учащихся при наличии времени. Главное в спортивном репортаже — описание действий. Но чтобы воссоздать картину происходящего на спортивной арене, чтобы читатель (или слушатель) мог по репортажу наглядно представить себе, как протекали действия, стать как бы их очевидцем, автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» действия, описываемые в репортаже.

      Работу над репортажем можно начать с упражнения, текст которого можно изложить в форме репортажа. Эта работа подготовит детей к самостоятельным репортажам с места событий — на темы школьной (в том числе и спортивной) жизни.
        

Описание действий по наблюдениям

Сочинение

      Подготовка начинается со сбора учащимися материала к описанию работы, которую выполняет кто-либо из взрослых. С этого момента организуются поиски текстов с описанием трудовых процессов, анализ этих текстов, подбор пословиц и поговорок на тему «Работа, труд, мастерство» и составление словаря к будущему сочинению-описанию.

      При этом большое внимание уделяется оценочной лексике (в том числе оценочным наречиям), с помощью которой можно охарактеризовать действие. В связи с изучением наречий в тетрадях учащихся возникают такие, например, записи:

Хорошо

      делать складно, ладно, споро
      аккуратно, опрятно, умело
      прочно, крепко (пришить)
      наточить остро-преостро
      выполнить точь-в-точь
      приняться ретиво, усердно,
      старательно вытереть,
      чистить быстро, осторожно
      и т. д.

Плохо

      делать нескладно,
      неладно, неспоро
      неаккуратно, неопрятно,
      неумело,
      непрочно, некрепко (пришить)
      выполнить кое-как, небрежно,
      неточно
      приняться лениво чистить,
      медленно и т. д.

      Слова с трудным написанием: инструменты, отверстие, стружки, стамеска, конвейер, агрегат, самосвал, бетономешалка и др.

      Цели урока: 1) повторить известное об особенностях делового и художественного описания; 2) закрепить умение пользоваться деепричастиями и наречиями при описании действий; 3) подготовить учащихся к самостоятельному сочинению.

I  вариант

      1. Анализ текста. Выборочный диктант. Ставится задача выписать глагольные словосочетания . Вначале учитель читает полностью весь текст — ученики определяют его тему («Как мальчик вместе с отцом моет самосвал у колодца») и основную мысль («Заниматься этим делом — удовольствие»). Затем ученики подбирают и записывают заголовок («Вот это жизнь!», «Удовольствие!» и др.).

      А какое удовольствие ждет Сеню потом, когда после обеда выйдут они во двор, куда заводит на время обеда Тарас Андреевич свой самосвал, и Сене будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца! Как он будет, становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота, вертеть его, вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжелое ведро, и обегать с ним машину, лезть под огромный самосвал в тень, пахнущую маслом, бензином и резиной. Какое неизъяснимое наслаждение тереть, мыть и скоблить, выкручивать веретье, надраивать до блеска металл и с головой влезать в капот мотора, изнутри которого идет еще теплый бензинный дух, и слышать от отца негромкие приказания: «А ну, дай сюда конец! Подержи тут. А теперь вон ту гаечку подверни... Еще!.. Хорошо!..» И ходить до бровей измазюканным, и держать в руках тяжелый разводной ключ. Вот это жизнь!**.

      Следует предупредить детей, что в предложении «Как он будет...» деепричастные обороты относятся к глаголу будет вертеть (форма будущего сложного времени). Вначале анализируются глагольные словосочетания с деепричастиями: с их помощью рисуется, как мальчик набирает из колодца ведро с водой (становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота; вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжелое ведро). Наречия уточняют действия: идет изнутри, подержи тут.

      Заканчивая анализ текста, учитель подчеркнет, что Л. Кассилю удалось передать удовольствие мальчика от работы. Мальчику приятно: колодезный сруб прохладный; он не идет, а бежит с тяжелым ведром, лезет под огромный самосвал; ему приятно ощущать запах масла, бензина, резины; он наслаждается, когда трет, моет, скоблит машину и выкручивает тряпки, когда слышит указания отца. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия героя, это тоже помогает представить картину; используются слова и предложения, выражающие чувства (см., например, выражения в начале и в конце текста: какое удовольствие, неизъяснимое наслаждение).

      2. Предупреждение недочетов. Нужно обратить внимание на то, что при описании действий важно хорошо знать те конкретные действия, из которых слагается определенное дело, рабочий процесс; нужно знать, что за чем следует, какова последовательность отдельных действий, надо знать наименование материалов, инструментов (если пишешь о том, чем сам не занимаешься).

      3. Задание на дом: упр. 240. Часть задания: выбрать объект описания (конкретизировать тему сочинения) и определить его основную мысль; собрать необходимый материал по вопросам упражнения. На выполнение этого задания дается 3–5 дней.

      Примечание. Вместо темы сочинения, рекомендуемой в упр. 240, можно предложить — в зависимости от особенностей, склонностей и интересов данного классного коллектива — другие темы, например: «Мое любимое занятие», «Брат (товарищ, знакомый и т. д.) за каким-нибудь занятием» и т. д.
        

II  вариант

      К данному уроку учащиеся приносят тексты (с описанием трудовых процессов), найденные самостоятельно и в указанных учителем произведениях. Так, например, они могут найти деловые описания в кулинарных книгах, справочниках по моделированию, шитью и т. д. В тех художественных произведениях, которые читали (или читают) семиклассники, они находят описание того, как герои готовят уху, разводят костер (Ю. Коринец. «Там вдали за рекой»); убирают снег и ремонтируют квартиру (В. Железников. «Мальчик с красками»); делают игрушки (А. Томилин. «Сказка о Веселом мастере на все руки»); как вытаскивают застрявшую машину (В. Солоухин. «Моченые яблоки»); собирают грибы и ягоды (В. Солоухин. «Третья охота»), косят (В. Шукшин. «Земляки»).

      1. Анализ текстов, представляющих собой описание трудовых процессов.

      Примерные вопросы для анализа:

      Какой именно трудовой процесс описывает автор?
      Какова последовательность описываемых действий?
      Какое это описание — деловое или художественное? Какова его задача?
      Какие речевые средства помогают автору решить ее?

      Характеризует ли данное описание человека, производящего действие? Если характеризует, то как?

      Что полезно было бы взять из этого описания в наш словарь?

      В процессе этого анализа семиклассники вспоминают, как строятся деловое и художественное описания, в чем их особенности.

      2. Уточнение темы предстоящего сочинения (упр. 240). Учащиеся читают задание к упр. 240. Обсуждается, формулируется и записывается общая тема (как кто-то что-то делает), ее возможная конкретизация, возможные подходы к ее раскрытию. Возникает, например, такая запись:

Тема

Как кто-то что-то делает.
(Художественное описание)

 

Возможные подходы к ее раскрытию

      Ловко, споро, умело (мастерит, убирает...)
      Увлеченно, с удовольствием (лепит, рисует...)
      По обязанности, нехотя (ремонтирует, готовит...)
      Старательно, осторожно (учится что-то делать и т. д.)

      Учитель подчеркнет, что учащиеся должны прежде всего, как это ясно из задания упражнения, определить, какой именно трудовой процесс они будут описывать. Это поможет определить свой замысел, подход к раскрытию темы.

      3. Обсуждение словарных записей к предстоящему сочинению. Ученики читают и комментируют имеющиеся у них записи.

      Образец комментария: Прищурив глаза, словно прицеливался, стукнул по планке (В. Лидин). Это один из моментов описания работы плотника. Я сам много раз видел, как плотники прищуривают глаза, когда хотят ударить точно, не промахнуться. Глагол прицеливался именно это и «показывает».

      Ученики самостоятельно вносят дополнения в свои записи, исходя из возможной темы их будущего сочинения.

      4. Анализ сочинений с недочетами (см. об этом этапе работы в первом варианте урока).

      5. Резервный диктант (словарный) по теме предстоящего сочинения. Возможный текст: отрывок из приведенного выше описания Л. Кассиля.

      6. Задание на дом (на 3–5 дней): упр. 240. Определить тему и собрать материал, который учитель просматривает, если почувствует в этом необходимость. Сочинение ученики пишут в классе или дома — по усмотрению учителя.
        

Категория: Развитие речи | Добавил: Натали
Просмотров: 26061 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/7