Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Русский язык » Русский язык: теория и практика

ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС: урок ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] 11.10.14, 11:55

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА


Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей — морфем.

Корень (по-укр.: корінь), префикс (по-укр.: префікс), суффикс (по-укр.: суфікс), окончание (по-укр.: закінчення) — значимые части слова, или морфемы.

Морфемика — это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова. Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова — это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем: 
Rus18.jpg 
Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста М. В. Панова.

                             ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ 

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

... Изобрели особый прибор — шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу — знакомый. Вы киваете  ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку. 

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам, что этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель — значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель — как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть-ним- обозначает физическое действие. Какое — это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть — особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду — вот так:
               -ним-: с-ним-а-ть; 
                шляп-: шляп-а, шляп-к-а; 
                при-: при-встать; 
                под-: под-брас-ыва-ть; 
                -тель: анти-об-лед-ен-и-тель.

Все значимые части в этом слове — морфемы. А буква о служит для соединения морфем, но сама значения не имеет — значит, это не морфема.

Отвечайте

2.Почему морфему называют значимой частью слова?

3.Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

Выполните упражнения
4.Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами.                                                                                    

5.Приведите примеры слов с префиксом при-. Запишите их.

6.Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ — это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС — значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село — сельский, жить — житель.

ПРЕФИКС — значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город — пригород.

ОКОНЧАНИЕ— значимая часть слова, которая образует форму слова: улица — улицы, улицу, улицами.

Практика Б

7.Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

-род-, при-, -город-,  -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.
8.Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни.

                   ЛЕВИТАН 
        В глаза бревенчатым лачугам* 
        Глядит алеющая мгла, 
        Над колокольчиковым лугом 
        Собор звонит в колокола!
        
        Звон заокольный и окольный, 
        У окон, около колонн, — 
        Я слышу звон и колокольный, 
        И колокольчиковый звон.

        И колокольцем каждым в душу 
        Для новых радостей и сил 
        Твои луга звонят не глуше 
        Колоколов твоей Руси...


*Лачуга — небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

9.Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.
10.Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют. Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово).

Все изменяемые слова состоят из основы и окончания.

Практика Г

11.Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание. 

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо, хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ, потому как питал его подземный источник. Вода в озере была холодная, чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
                                                                                                                                                                                                           (Т.Крюкова)
Теория Д       

ОСНОВА — это часть слова без окончания: городской (городск- — основа и -ой — окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы —префиксы, суффиксы. 

ОКОНЧАНИЕ — значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одного или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза — берёз-ой.

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

12.Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

        Гроза прошла, и ветка белых роз 
        В окно мне дышит ароматом. 
        Ещё трава полна прозрачных слёз, 
        И гром вдали гремит раскатом.
                                              (А. Блок)

13.Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую — слова без окончания, а в третью — все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

14.Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запишите другую форму.

        И весел звучный лес, и ветер меж берёз 
        Уж веет ласково, а белые берёзы 
        Роняют тихий дождь своих алмазных слёз 
        И улыбаются сквозь слёзы.
                                           (И. Бунин)

 

15.Перейдите по ссылке: http://saassl.at.tut.by/Book/index7.htm

Прочтите материал. Внизу страницы вам предложат пройти тест. Сделайте это! Результат сохраните и отправьте на проверку учителю.

 

                                            Желаю успехов!

Категория: Русский язык: теория и практика | Добавил: Натали | Теги: перевёрнутый класс, Дистанционное обучение, репетиторство
Просмотров: 1878 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 5.0/1